МБОУ Великооктябрьская СОШ
Анализ эффективности реализации антирисковой программы
Основные цели и задачи программы:
1. Формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни
обучающихся.
2. Своевременное выявление обучающихся «группы риска» и
неблагополучных семей.
3. Профилактика девиантного и асоциального поведения обучающихся,
социальная адаптация и реабилитация.
4. Организация работы, направленной на помощь детям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации и детям из неблагополучных семей.
5. Организация просветительской деятельности среди обучающихся и
родителей/законных представителей.
6. Проведение индивидуальных консультаций с педагогическим составом
школы по правовым и организационным вопросам.
Организация психологической помощи учащимся, склонным к
деструктивному поведению и их родителям/законным представителям
строилась согласно плану работы психолога и социального педагога, и по мере
необходимости такой помощи.
Профилактика социально-опасных явлений, среди обучающихся является
неотъемлемой частью профилактической работы. Для выработки у
подрастающего поколения устойчивости к негативному влиянию, в школе
проводится цикл тематических выступлений, по профилактике деструктивного
поведения, суицидов. В течение сентября-октября 2024г. организовано и
проведено СПТ (социально психологическое тестирование).
Для обучающихся были проведены беседы: «Права ребенка», «Личная
безопасность», «Несовершеннолетние и уголовная ответственность»,
«Профилактика буллинга в школьной среде», «Здоровое поколение», «От чего
зависят поступки человека», «Закон и ответственность», «Значение игры в
жизни школьника», «Административная и уголовная ответственность
несовершеннолетних», «Безопасный интернет», «Жестокое обращение с детьми
в семье: ответственность, профилактика», «Жизнь без ДТП» и т.д.
Проводились
беседы
по
профилактике
ПАВ
(употребления
никотиносодержащей продукции, наркотических средств), уроки личной
безопасности в школе, дома, на улице, безопасности в многофункциональной
сети «Интернет», профориентации, школьной мотивации, профилактике
игровой зависимости и т.д.
По основным профилактическим направлениям в течение уч. года была
проделана определенная работа. Особое внимание было уделено детям,
имеющим трудности в обучении и социализации. Для продуктивной работы с
«трудными» детьми в школе организовано сотрудничество с органами и
учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в
частности: КДН, ПДН, отдел опеки и попечительства. С целью выполнения
закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и
безнадзорности ведётся контроль за посещаемостью занятий обучающимися
школы.
На внутришкольном учёте на конец года 9 обучающихся .
Социальным педагогом и классными руководителями организуются рейды
по семьям, сбор характеризующего материала в КДН и ПДН.
Выполняя статью 14 Федерального Закона №120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
можно отметить, что пропусков уроков несовершеннолетними без
уважительных причин не имеется.
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том
случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания:
учащиеся, педагоги и родители. В течение учебного года в школе, велась работа
с родителями/законными представителями, использовались традиционные, но
наиболее действенные формы профилактической работы:
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей, совместно с
администрацией школы, социальным педагогом;
- тематические родительские собрания, индивидуальные консультации;
- приглашения на школьный Совет профилактики.
Профилактическая работа с обучающимися
В согласии с Законом РФ № 120 «Об основах системы профилактике
правонарушений, бродяжничества и беспризорности» в школе сформирован
Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по
приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по
профилактике правонарушений организует и проводит работу с обучающимися
и их родителями/законными представителями. В учебном году было проведено
4 заседания Совета, на которых рассматривались вопросы по организации
деятельности Совета и принятии превентивных мер по профилактике и
предупреждению суицидального поведения.
Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся.
Основная работа была направлена на выявление трудностей и проблем,
отклонений
в
поведении,
уровня
социальной
защищенности
и
адаптированности к социальной среде.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих
формах работы: выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в
социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и
малообеспеченных семей, дети в ТЖС).
Профилактическая работа с неблагополучной семьей.
Профилактика дезадаптации детей и проблем детей “группы риска” в
первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных,
проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее
реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в
семье с родителями.
Пропаганда здорового образа жизни
В целях вовлечения подростков в активные виды спорта, а также
профилактики
алкоголизма,
наркомании,
табакокурения
среди
несовершеннолетних в школе на постоянной основе организуются и проводятся
спортивные мероприятия, разные акции.
В течение прошедшего периода социальным педагогом, совместно с
классными руководителями подбиралась тематика классных часов,
проводились беседы в классах и индивидуально с обучающимися, давались
необходимые рекомендации по проведению воспитательных мероприятий и
предупреждению конфликтных ситуаций в классе. Всего проведено бесед по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, суицидального
поведения, наркозависимости, употребления ПАВ, табачных изделий,
курительных смесей, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, об
ответственности детей и родителей, лиц, их заменяющих:
- индивидуального характера –89;
- с несовершеннолетними – 38;
- с законными представителями – 19;
- в классах – 24.
Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
В начале учебного года был проведен семинар с педагогическим
коллективом по вопросам выявления на ранней стадии фактов вовлечения
несовершеннолетних лиц в деструктивные движения и по организации работы с
обучающимися в поведении которых проявляется склонность к насилию.
суициду.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным
руководителям и учителям-предметникам по следующим вопросам:
- составления социального паспорта класса;
- проведения диагностических мероприятий и тестирования;
- организации работы с детьми ОВЗ;
- профилактика буллинга;
- работа по профориентации.
Анализ затруднений в работе социального педагога.
В работе с подростками используются различные формы и методы
профилактической работы: проведение индивидуальных бесед и групповых
бесед,
консультации
с
обучающимися,
их родителями/законными
представителями, профилактические акции, проведение обследования
жилищно-бытовых условий обучающихся, состоящих на разных видах учёта.
Профилактика ведётся систематически, но зачастую приходится сталкиваться с
трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки:
-ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих
детей, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от
решения вопросов обучения и воспитания ребенка;
- труднопреодолимое негативное
влияние СМИ, социальных сетей;
- отрицательный пример взрослых, недостаточность знаний законов РФ.
Анализируя проделанную работу и результаты можно сделать следующие
выводы:
1. Запланированная
программа на 2024-2025 учебный год социальным
педагогом выполнены.
2. Постоянно ведется профилактическая, коррекционная, просветительская
работа с детьми и родителями (законными представителями).
Определены цель и задачи на 2025-2026 учебный год:
Цель: создавать условия для полноценного личностного развития,
позитивной социализации, профессионального становления и жизненного
самоопределения обучающихся в школе, семье и социальном окружении.
Задачи:
1. Повышение уровня профилактической работы с учащимися и их семьями
через более тесное взаимодействие с КДН и ЗП.
2. Привлечение семей обучающихся к активному участию по внедрению
правовой
и
педагогической
грамотности,
ответственности
несовершеннолетних за совершение противоправных действий, стойкого
формирования законопослушного поведения.
3. Целенаправленное формирование устойчивых свойств положительного
социального поведения и оптимального уровня развития личности,
способной активно участвовать в продуктивной работе и взаимодействии с
другими людьми (умение адекватно предъявлять себя в обществе).
4. Повышение самосознания учащихся, формирование здорового образа
жизни, жизнестойкости через разнообразные формы мероприятий, акций.