Программа ЗДОРОВЬЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Великооктябрьская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

на 2023-2028 годы

п. Великооктябрьский

1.

Введение

Пояснительная
записка
Проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны в
современном обществе. На фоне сложных экономических и экологических
условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна
истина: нет здоровья, то все остальное бессмысленно.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает
темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими,
социальными и наследственными факторами, формированию этих
заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение,
связанное с условиями жизни и обучения.
Настоящая программа составлена на основе Федеральной целевой
программы развития образования, национального проекта «Образование».
Анализ программ и концепций развития образования федерального и
регионального уровней позволяет выделить задачи по управлению качеством
образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение
здоровья участников образовательного процесса, которые возможно решить
на уровне образовательного учреждения. К таким задачам относятся
модернизация образовательного процесса (содержания, структуры, методов и
отношений, уклада школьной жизни), подготовка педагогов к решению новых
задач.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие
навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день весьма актуальным
является создание условий, направленных на укрепление здоровья,
сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения
в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни. Школа должна выпускать не только культурного,
высоконравственного, творческого человека, но прежде всего - здорового.
Наиболее важная задача и для ребёнка, и для школы - это
формирование здорового образа жизни. Педагогический коллектив школы
поставил целью активное формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Работа в школе идёт по двум направлениям:
1. Создание оптимальных условий, рациональная организация труда и
отдыха школьников (школьная гигиена).
2. Воспитание у школьников сознательного отношения к охране
своего здоровья.
Программа начинается с первого класса и продолжается на всех
уровнях образования. Каждый уровень формирует более глубокое понимание
мер по охране здоровья. Для ее реализации не требуется дополнительных
часов в учебном плане школы, она войдёт в образовательные области,
базирующиеся
на
предметах
естественнонаучного,
гуманитарного,
эстетического циклов, а также через систему дополнительного образования и
воспитательные мероприятия.

Паспорт Программы
Наименование
программы

Программа «Здоровье» МБОУ Великооктябрьская СОШ
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля
2022 года,
- ст.41, Конвенции о правах ребёнка,
- семейный Кодекс РФ,
- Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с
изменениями от 13 июля 2022 года,
- Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об
иммунопрофилактике
инфекционных
болезней»
(с
изменениями от 02.07.2021),
- Постановление главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания»
«населения"
Создание здоровьесберегающей среды, направленной на
формирование здорового образа жизни, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся,
формирование
физически здоровой личности, содействие всем участникам
образовательного процесса в приобретении устойчивой
мотивации на здоровый образ жизни.
__- Организовать обмен информацией, изучение и
распространение передового опыта в деле защиты здоровья
обучающихся;
- использовать инновационный опыт в организации
профилактической деятельности;
внедрять
здоровьесберегающие
технологии
в
образовательный процесс;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди
обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, состояния здоровья через цикл учебных
дисциплин и внеурочную деятельность;
_- разработать технологии психолого-педагогического
-

Нормативные
документы

Цель

Задачи

сопровождения сотрудников и обучающихся в
образовательной деятельности;
- активизировать участие семьи в решении
вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
- предупреждать перегрузки обучающихся в
учебной деятельности. Оптимальная организация
учебного дня и недели с учётом санитарногигиенических норм и возрастных особенностей
обучающихся;
- привлекать максимально возможное количество
обучающихся к занятиям в спортивных секциях;
- развивать систему организации групп здоровья
для ослабленных детей.
- осуществлять медико-физиологический и
психолого-педагогический
мониторинг
и
диагностики состояния здоровья обучающихся
Создать информационный банк показателей
здоровья и образа жизни обучающихся
Разработчик
программы
Координатор
программы

Рабочая группа по разработке программы
«Здоровье»
Директор школы

1 этап - сентябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.
Подготовительный
- анализ мониторинга заболеваемости учащихся;
- анализ фактов нарушения ПДД учащимися;
- анализ
отношения учащихся к вредным
привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды
Сроки и этапы ЗОЖ и их внедрение;
реализации
-разработка
системы
профилактических
и
программы
воспитательных мероприятий;
2 этап - январь 2024 г. - сентябрь 2026 г.
апробационный:
- внедрение новых форм и методов пропаганды
ЗОЖ и выявление наиболее эффективных;
- систематическая
учебная и воспитательная
работа по пропаганде ЗОЖ;
- выполнение оздоровительных мероприятий;
3 этап - сентябрь 2026 г.- сентябрь 2028 г.
контрольно-обобщающий:
- сбор
и анализ результатов выполнения
программы;
Внедрение инновационного опыта и новых форм
- коррекция деятельности.
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательный процесс
Основные
Использование в системе технологий психологомероприятия
педагогического сопровождения сотрудников и
обучающихся в образовательной деятельности.
Организация постоянно действующего лектория по
пропаганде здорового образа жизни среди
обучающихся с учетом их возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Проведение
мониторинга и диагностики за состоянием

мониторинга состояния здоровья учащихся
Создание информационного банка показателей
здоровья и образа жизни обучающихся.
Привлечение семьи в решении вопросов охраны и
укрепления здоровья детей.
Разработка системы физкультурно-оздоровительной
работы школы
Разработка
рекомендаций
для
родителей,
руководителей школы, учителей - предметников,
позволяющих систематизировать работу по проблеме
здоровьесбережения.
Включение в план работы школы регулярное
проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
Создание комнаты психологической разгрузки для
учащихся.
Организация системы кружковых и факультативных
занятий по формированию ЗОЖ.
Лица,
ответственные за Руководители школы
достижение
Классные руководители
результатов
Учителя физической культуры

Ожидаемый
результат

Порядок
управления
реализацией
программы

Повышение
уровня
знаний
по
вопросам
здоровьесбережения;
- повышение приоритета здорового образа жизни;
- повышение профессиональной компетенции и
заинтересованности педагогов в сохранении и
укреплении как здоровья школьников, так и своего
здоровья;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
- повышение уровня физической подготовки
школьников;
- снижение заболеваемости обучающихся школы.
Проведение промежуточного мониторинга в целях
выявления динамики по реализации программы
Ответственные за осуществление управлением
реализации программы:
Директор, заместители директора по УВР и ВР

Основной стратегической целью программы школы на 2023 - 2028 годы
является содействие всем участникам образовательного процесса в создании
условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся и приобретении знаний, умений, навыков,
необходимых для формирования устойчивой мотивации к сохранению, укреплению

здоровья и к здоровому образу жизни.
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее
дополнению и совершенствованию.
Функции различных категорий работников
1.Функции медицинской службы (фельдшер, МУЗ Фировская ЦРБ ):
- проведение диспансеризации обучающихся школы;
- медосмотр обучающихся школы, определение уровня физического здоровья;
- выявление обучающихся специальной медицинской группы;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся.
2. Функции руководителей школы:
общее руководство реализации программы: организация, координация,
контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания
обучающихся в школе;
организация контроля уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзалов во внеурочное время и во время каникул,
работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического
здоровья учащихся и ее контроль;
-организация
работы
классных
руководителей
по
программе
здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях
и обеспечение поддержки детей из таких семей.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний обучающихся;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий, классных
часов по профилактике детского травматизма на дорогах, пожарной
безопасности;
•
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по
профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, употребления
курительных смесей;
•
организация и проведение профилактической работы с родителями;
•
организация встреч родителей с представителями правоохранительных
органов, работниками ГИБДД, КДН, ПДН, медработниками;
•
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты,
лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
•
организация и проведение исследования уровня физического и
психофизического здоровья обучающихся;
•
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил
гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Участники программы:
•
обучающиеся
•
педагогическое сообщество
•
родители
•
социальные партнеры (ГИБДД, ПДН, КДН, МУЗ Фировская ЦРБ).
3.
•

Концецция здоровьесберегающей деятельности в МБОУ
Великооктябрьская СОШ
Приоритетной задачей школы является формирование здорового образа
жизни обучающихся всеми сотрудниками образовательной организации.
Эта задача затрагивает все аспекты существования образовательной
организации:
•
•
•
•

оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарногигиенических норм и возрастных особенностей обучающихся
организация питания;
социально-педагогические условия обучения;
психологическое сопровождение учебного процесса.

Слагаемые здоровьесберегающей среды
(все, с чем учащийся соприкасается в течение дня):
•
взаимоотношения в семье обучающегося;
•
психологическая атмосфера в школе, общение с учителями и обучающимися;
•
организация внеурочной деятельности;
•
создание здоровьесберегающих условий на уроке и вне его;
•
санитарно-гигиеническая среда (состояние здания школы).
Условия формирования здоровьесберегающей среды:
•
•
•

разработка программы обеспечения приоритета здоровья в ОО;
проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга
происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;
учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке
программы развития школы.

Основные блоки здоровьесберегающей деятельности по сохранению и
укреплению здоровья в школе:
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья
учащихся предполагает:
•
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему
учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
•
использование при составлении расписания шкалы трудности учебных
предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой
возрастной группы;
• применение
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
(проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение,
развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии);
• подвижный способ обучения со сменой динамических поз (проведение
физкультминуток);
• ведение листка здоровья классов и регулярный анализ результатов
динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся;
• использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний;
• обязательное медицинское наблюдение фельдшером, проведение вакцинации,
согласно национальному календарю профилактических прививок.

Блок просветительско-воспитательной работы предполагает:
• организацию «Дней здоровья», внеурочной деятельности и воспитательной
работы здоровьесберегающей направленности;
• включение в план воспитательной работы мероприятий, направленных на
формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные
часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,
стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями
здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании,
наркомании, курения и алкоголизма;
• пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки
биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры.
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:
•
соблюдение
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарно-эпидемиологическими
правилами
и
нормами
СанПиН
2.3/2.4.3590-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания
населения"
•
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности;
•
создание оптимальных условий для обучающихся в период адаптации на
разных этапах обучения;
•
развитие познавательной активности и учебной мотивации обучающихся;
•
формирование способностей к саморегуляции у младших школьников;
•
организация психолого-педагогической помощи обучающимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:
•
•
•
•
•

организация динамических перемен, физкультминуток на уроках;
проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики
заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
привлечение обучающихся школы к кружкам и секциям школьного
спортивного клуба
регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
привлечение родителей к физической культуре и спорту, различным формам
оздоровительной работы.

Блок здоровьесберегающей инфраструктуры ОО предполагает:
•
•

соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;
оснащенность физкультурных залов, спортплощадки, школьной столовой.

Блок организации системы просветительской и методической работы с
педагогами и родителями предполагает:
•

•
•

проведение в образовательной организации постоянно действующих
лекториев по вопросам влияние на здоровье употребление наркотиков и
психостимуляторов, игровой, компьютерной зависимости, токсикомании и
др. видов зависимого поведения;
повышение уровня знаний в области вопросов здоровьесбережения;
обеспечение образовательной организации научно-методической литературой,
видеотекой по вопросам здоровьесбережения обучающихся.

Структура
мониторинга
Великооктябрьская СОШ

здоровьесберегающей

деятельности

МБОУ

Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся (организация здоровьесберегающей деятельности ОУ и
готовность учителей к реализации здоровьесберегающей деятельности)
• Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе;
. Организация методической работы по повышению квалификации
педагогов в области здоровьесберегающего образования;
•
Организация самоанализа школы - внутреннего
мониторинга
здоровьесберегающей деятельности школы.

Раздел 2. Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре ОО.
•
•
•
•
•

Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОО,
земельному участку, зданию школы;
Организация питания обучающихся;
Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому
режиму школы;
Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и
искусственному освещению;
Выполнение здоровьесберегающих требований к состоянию и оборудованию
учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических
средств обучения.

Раздел 3. Рациональная организация образовательного
использование
здоровьесберегающих
технологий
при
образовательного процесса в школе.
•
•
•

процесса и
реализации

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного
процесса.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Психологические основы здоровьесберегающей организации учебного
процесса.

Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в
здоровьеохранной деятельности ОУ
•
•
•
•
•
•

Состояние физкультурно-спортивного комплекса школы;
Организация уроков физвоспитания в школе;
Физвоспитание в режиме дня школы;
Внеклассная физкультурно-спортивная работа;
Контроль выполнения учащимися школы нормативов двигательной
активности;
Комплексная оценка физической подготовленности учащихся школы.

Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы
формирования приоритетов ЗОЖ у обучающихся в образовательной
организации.
•

Организация образовательной работы в рамках учебных дисциплин
здоровьеохранного блока.

•
•

Организация воспитательной работы в области формирования культуры
здорового образа жизни обучающихся.
Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе ОУ.

Раздел 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ в
среде обучающихся
Комплекс мероприятий по профилактике употребления ПАВ учащимися.
Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся.
Организация безопасной поддерживающей образовательной среды.
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования
ЗОЖ учащихся (система медицинского обслуживания обучающихся)
•
•
•

•
•

Организация медицинского обслуживания обучающихся.
Оценка комплексных показателей состояния здоровья обучающихся.

Раздел 8. Организация системы мониторинга формирования культуры ЗОЖ
обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и
социологических опросов)
•
Проведение
ежегодного
социально-психологического
тестирования
обучающихся, достигших 13 летнего возраста.
•
Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего
образовательного процесса в ОО.
•
Диагностика психологических характеристик обучающихся, связанных с
показателями их здоровья.
• Анкетирование показателей здоровья и образа жизни учащихся;
•
Оценка формирования у обучающихся, их родителей, педагогов мотивации
ведения ЗОЖ, обобщение аналитической информации в форме отчетов ОО.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях
образовательной организации:
Цель данной работы: привитие норм ЗОЖ на основе отказа от вредных привычек,
соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил
природы.
Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровьесберегающие технологии)
• Требования к материально-техническому состоянию здания школы;
• Организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов;
• Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание
переутомления;
• Организация рационального питания учащихся;
• Соблюдение общего режима дня обучающихся - режима двигательной
активности, режима питания и сна;
• Формирование ЗОЖ;
• Личная и общественная гигиена;
•
Привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование
носового платка при чихании и кашле и т.д.
•
Организация порядка проведения прививок обучающимся с целью
предупреждения инфекций.
1.

Средства
двигательной
направленности
(здоровьесберегающие
технологии физкультуры и спорта)
• Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений;
2.

•
•
•

Физкультминутки на уроках и подвижные перемены;
Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная,
для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура;
Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры,
психогимнастика, тренинги и др.

Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды
ОУ
(психологические здоровьесберегающие технологии)
•
Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном
коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик;
•
Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер
обучающихся в процессе их развития.
3.

Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса
(здоровьесберегающие образовательные технологии)
•
Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс;
•
Системный подход к организации образовательной деятельности;
•
Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов
здоровьесберегающей направленности для всех уровнях обучения.
4.

Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по
формированию ЗОЖ)
•
Организация просветительского лектория;
•
Культурно-массовые мероприятия;
•
Работа с семьями обучающихся (пропаганда ЗОЖ через систему занятий в
родительском лектории)
•
Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивнооздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии)
5.

Модель личности ученика
Подготовка к ЗОЖ ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является
приоритетным направлением деятельности школы. В качестве основополагающей
линии развития школы в этом направлении выбрана концепция здоровьесберегающего образования. Центром всех учебно-воспитательных воздействий
является конкретный ученик, и, все способы и формы организации школьной жизни
подчинены целям развития его всесторонней личности. Модель технологий
обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других
существующих моделей и педагогических систем. Они предоставляют ученику
большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках ученик не
подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя. Учитель, обладающий
разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и
методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых
подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития
технологий
индивидуализации
обучения
и
здоровьесбережения.
Учет
индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности - это
комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса,
которая может быть решена несколькими путями:
•
•
•
•

вариативностью образовательной среды на основе принципов
профилизации обучения;
дифференциацией обучения;
индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных
особенностей учащихся;
разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с

особенностями развития и педагогически запущенных детей;
Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть
получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на
обеспечение здоровьесбережения учащихся. Для этого была создана
прогнозируемая модель личности ученика:
Модель
выпускника Модель выпускника второго и третьего
первого уровня обучения уровня обучения
- знание
основ
и - знание основ и выполнение правил личной
выполнение правил личной гигиены;
- владение основами личной гигиены и ЗОЖ;
гигиены;
- знание основ строения и функционирования
- владение
основами организма человека;
личной гигиены и ЗОЖ.
- знание изменений в организме человека в
пубертатный период;
- умение
оценивать свое физическое и
психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании
на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
телесно-мануальные навыки, связанные с
укреплением силы, выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими
процессами и
наращивать резервные мощности организма);
•
культуру
физическую
(способность
управлять
физическими
природосообразными движениями);
• культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и
эмоциями);
• культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и
контролировать их).
Базовыми компонентами на всех уровнях являются:
•
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и
ЗОЖ;
• формирование системы знаний по овладению методами оздоровления
организма;
• формирование положительной мотивации,направленной на формирование
ЗОЖ;
• занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
•
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания
доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
•
проведение заседаний Методического совета школы и МО классных
руководителей;
•
создание методической копилки опыта по здоровьесберегающему
направлению воспитательной работы;
•
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
•
мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического

•
•

климата в школе;
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
контроль организации учебного процесса, распределением учебной
нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной
деятельностью учащихся по формированию здорового образа жизни.
Реализация основных направлений программы:

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику,
соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2.
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной
трети выполняемой работы в классе.
3.
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
4.
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня.
5.
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на
переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
6.
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7.
Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
8.
Обеспечение каждого учащегося горячим питанием.
9.
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью
проведение бесед, классных часов с учётом возрастных особенностей детей с
привлечением родителей
10.
Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных
секциях, действующих в школе.
11.
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах,
толерантных отношений
всех
участников образовательного процесса,
профилактика буллинга.
12.
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
1.

Перечень основных мероприятий по реализации программы «Здоровье» на
2023-2028 годы
Анализ заболеваний и мониторинг результатов.
Составление социальных паспортов по классам:
•
Группа «риска»;
•
Проблемные семьи;
•
Многодетные семьи;
•
Малообеспеченные семьи;
•
Неполные семьи;
•
Дети с хроническими заболеваниями.
Микроисследования:«Здоровье школьника»;«Характеристика уровня здоровья
школьников»; «Режим дня»
3.
Тестирование психофизического состояния учащихся.
4.
Опрос родителей:
•
Какую помощь могут оказать родители в организации здоровьесберегающей
деятельности школы;
•
Что могут сделать родители по недопущению появления вредных привычек у
детей.
5.
Родительские лектории «Как сберечь здоровье?»
6.
Оформление тематических стендов (выставок, уголков здоровья)
7.
Выпуск буклетов, публикаций, методических рекомендаций.
8.
Ознакомление с опытом работы других школ по теме.
1.
2.

Проведение конкурсов: «Самый здоровый класс»; «Самый
спортивный класс», «Лучший спортсмен»».
10.
Выпуск экрана соревнований по результатам конкурса.
11.
Спортивные праздники.
12.
Беседы и классные часы о здоровом образе жизни.
13.
Проведение динамических пауз.
14 Обеспечение правильного и качественного питания в школе
15.Работа с обучающимися, мотивированными на успешное обучение, с целью
недопущения перегрузок.
9.

•
•
•
•
•
•

Прогнозируемый результат:
Улучшение состояния физического и психического здоровья учащихся,
его коррекция, уменьшение заболеваемости;
Создание
индивидуальных
карт
учащегося
с
разработкой
индивидуального маршрута здоровья;
Повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни;
Повышение уровня физической подготовленности учащихся;
Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных
мероприятий, формирование командного духа;
Формирование положительной динамики состояния здоровья учащихся,
снижение заболеваемости;

Календарный план реализации программы «Здоровье»
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Разработка
локальной
нормативно- Сентябрь - май Директор школы
правовой базы для организации работы по 2023-2024 г.
сохранению и укреплению здоровья
учащихся
Создание
информационного
и 2023 - 2028 гг. Директор
Заместитель
материально-технического
обеспечения
здоровьесберегающей деятельности школы
директора по УВР
Проведение
системы
тренингов, По
плану Заместитель
директора по УВР
направленных
на
профилактику работы
эмоционального
выгорания
и
профессиональной
Проведение
воспитательных
деформации
и спортивных
педагогов Ежегодно
Заместитель
мероприятий,
обеспечивающих
директора
по
формирование здорового образа жизни
УВР,
учитель
физкультуры
2023
2028
гг.
Применение
на
уроках
Заместитель
здоровьесберегающих технологий
директора по УВР
Систематическая диагностика состояния Ежегодно
здоровья учащихся
Контроль выполнения норм Сан ПиНа и 1
раз
в Заместитель
охраны труда
четверть
директора по УВР
(ежегодно)
Классные
руководители
Анализ состояния здоровья учащихся
1
раз
в Заместитель
полугодие
директора по УВР
СистематичеКлассные
(ежегодно)
Проведение музыкальных и спортивных ски
перемен
руководители

Проведение традиционных общешкольных Ежегодно по Заместитель
спортивных соревнований и спортивно- плану школы директора по УВР
Классные
оздоровительных мероприятий в школе
руководители
Организация и проведение туристических
учитель
слетов и походов Дней здоровья с
физкультуры
привлечением родителей учащихся
Содействие
в
проведении
медико Постоянно
профилактических
мероприятий
мммедицинскими рамедицинскими

медицинскими работниками

Ежегодно

Создание системы информированности
родителей о результатах анализа состояния
здоровья и профилактической работы в
школе по оздоровлению детей
Организация и проведение лекций и Постоянно
родительских собраний по проблемам
возрастных особенностей учащихся
Постоянно
Внедрение в образовательный процесс
малых форм физического воспитания
(физкультурные
паузы,
подвижные
перемены, часы здоровья)
Профилактика травматизма
Постоянно

Заместитель
директора по УВР
Классные
руководители
учителя
физкультуры
Классные
руководители

Классные
руководители
Заместитель
директора по УВР

Проведение итоговой и промежуточной
аттестации в щадящем режиме с учетом
здоровья учащихся
Создание зон отдыха и психологической 2023 - 2028 гг. Администрация
разгрузки для учащихся и учителей
школы
Постоянно
Завхоз
Обеспечение
внутренней
и
антитеррористической безопасности и
охрана труда
2023 - 2028 гг.
Осуществление
выборочного
косметического ремонта учебных и
служебных помещений
Обновление ученической мебели в
кабинетах и классах школы
Ежегодно
Поддержание здания школы в хорошем
состоянии (ежегодные косметические
ремонты, замена элементов систем
водоснабжения,
теплоснабжения,
канализации, электрооснащения и др.)
Преодоление адаптационного периода 2023 - 2028 гг. Администрация
детей при поступлении в первый класс в
школы
щадящем режиме
Организация специальных занятий с
дошкольниками по подготовке к школе
Лекции
для
родителей
будущих
первоклассников
«Как
подготовить
ребенка к школе»
Обеспечение
качественным
горячим
питанием учащихся 1 - 11 классов

Ежедневно

Механизмы реализации программы «Здоровье»

Завхоз

Органы
управления

Мероприятия

Сроки
Июнь 2023 г.

Создание творческой группы по
разработке Программы «Здоровье»
Администрация здоровый дух»
Сентябрь
Анализ дозировки учебной нагрузки:
школы
(ежегодно)
- учебные планы;
- график контрольных работ
Разработка
анкет
и
проведение
анкетирования
по
определению
самочувствия учащихся в школе

Педагогический
Совет

Методический
Совет школы

Родительский
комитет

Анализ влияния состояния здоровья
учащихся на качество знаний и уровень Январь
обученности
(ежегодно)
Анализ
эффективности
уроков
физкультуры
Апрель
(ежегодно)
Итоговый анализ состояния здоровья Май
учащихся
(ежегодно)
2028г
Комплектование
полного
пакета
документов по реализации Программы
здоровьесбережения
Обсуждение и принятие программы «В Август 2023 г.
здоровом теле, здоровый дух»
Использование
здоровьесберегающих Март 2024 г.
технологий на уроках и во внеурочное
время
«Аукцион»
здоровьесберегающих
технологий
Январь 2025г.
Здоровьесбережение в рамках реализации Март 2026г.
ФГОС

Здоровьесбережение при применении ИКТ Январь 2027г.
Обсуждение
Программы
«Здоровая Август
(ежегодно)
школа»
Составление плана работы с учетом
внедрения
здоровьесберегающих
технологий
Составление рационального режима дня Сентябрь
для учащихся
(ежегодно)
Разработка критериев и индикаторов Ноябрь 2023 г.
уровня
здоровья
участников
образовательного
процесса
для
мониторинга оценки качества образования Март 2027 г.
Методическая
панорама
«Здоровьесберегающие технологии»
Организация
методической
недели Апрель 2027г.
«Обучение и воспитание с успехом»
Мониторинг влияния состояния здоровья Июнь
воспитанников на качество знаний по (ежегодно)
предметам
Кураторство над лекторскими группами Ежегодно
старшеклассников «Жизнь без вредных
привычек»
Подготовка памяток для учащихся по Ежегодно
формированию ЗОЖ
Ежегодно
Ознакомление родителей с деятельностью
школы по оздоровлению и пропаганде
ЗОЖ
Круглый стол «Здоровье наших детей»
Декабрь 2024
накомление родителей с различными
оздоровительными системами
Анализ результатов работы школы по Ежегодно
оздоровлению и пропаганде ЗОЖ

Ожидаемые результаты формирования по уровням образования
Уровень
Ступень
Задачи педагогов
Прогнозируемые
результаты
Начальное
Примитивно - -Формирование навыков
поведенческий санитарно- гигиенической Отсутствие
звено:
культуры
вредных привычек
1-4 классы
Приобщение
к
гигиенической культуре
-Организация ЗОЖ
Эмоциональн -Приобщение к ЗОЖ - Стремление к ЗОЖ
ый
Основное
Формирование полового
самосознания и ЗОЖ звено:
5-9
Воспитание грамотного
отношения к медико
классы
профилактическим мерам
как средству сохранения
здоровья человека
План действий по реализации программы «Здоровье»

Этапы
Программные мероприятия
реализации Для педагогов
Для учащихся
Для родителей
IПервый
Заседание
1.Ознакомление
1. Проведение
этап:
ученического
совета
родителей с
семинара «Основы
сентябрь
требованиями
воспитания
и Проведение
2023
г.
- культуры здоровья медицинского
комплексной
декабрь 2023 школьников
программы
в осмотра учащихся.
г.
Профилактические
физического
системе
работы
беседы
с
учащимися
воспитания
классного
пере д каникулами
учащихся
руководителя»
Тематические
2. Родительские
2. Совещание
при
директоре
по классные часы по собрания на тему:
программе
«Роль
семьи
в
подготовке
профилактики, ДДТТ, воспитании
проведения
ПБ, ЛБ.
потребности
в
совещания
Анкетирование
на
ЗОЖ»
«Использование
уровнях 3. Работа комиссии
здоровьесберегающ всех
обучения.
родительского
и х технологий в
совета школы по
процессе обучения
надзору
за
и воспитания»
созданием
здоровых
3. Составление
и
безопасных
классными
условий
учёбы и
руководителями
труда.
социального
паспорта
класса,
паспорта здоровья.
Второй этап: 1.
Выпуск
1.
Беседы, лекции 1.Совместные
январь
электронно «Как уберечь себя от занятия детей и
2024 г. - й
копилки беды»
родителей, участие
сентябрь
интересных дел по 2. Школьная
в,
походах,
2026 г.
теме «Здоровье- это спартакиада.
спортивных соревн
здорово!».
3.
Цикл
ованиях.
2.
Реализа
классных
2.Общешкольные
ция
проекта часов: «Как уберечь семейные
«Здоровье в наших себя от беды» (1-4 спортивные
руках».
кл.).
праздники.
3.Организация
«Здоровые привычки 3.Тематические
цикла
занятий - ЗОЖ» (5-7 кл.). родительские
«Здоровьеэто «Вредные привычки
здорово!(для
и их преодоление»(8педагогов)
9 кл.)
IТретий этап:
Педагогический
1. Анализ состояния 1. Родительское
сентябрь 2026г.- совет
«Здоровье психического,
собрание
сентябрь 2028 г. сберегающая
нравственного,
«Здоровье
деятельность
физического здоровья сберегающая
школы: мониторинг учащихся.
деятельность
эффективности». 2.
Исследовани шк
олы:
е
духовно- мониторинг
нравственного
эффективности».
здоровья.
2. Общешкольно
3.
Общешкольно е
спортивное
е
спортивное мероприятие
с
мероприятие
участием
с
родителей и детей
участием родителей и
детей

Традиционные мероприятия на всех этапах реализации программы
«Здоровье»
Сентябрь
• Выполнение и соблюдение норм и правил СанПин (шум, освещённость,
воздушная среда, размеры мебели, организация питания, ассортимент и
качество пищи, расследование обучающихся согласно рекомендациям,
предотвращение перегрузки учебными занятиями, рациональное расписание
занятий, дозирование домашних заданий)
• Мониторинг
показателей здоровья школьников (группа здоровья,
физкультурная группа здоровья).
• Организация дежурства по школе и по классам.
• Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых
соревнованиях.
• Организация внеурочной занятости: работы кружков и секций.
• Включение в планы родительского всеобуча, планы методических
объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий,
способствующих повышению эффективности работы по здоровье
сбережению детей.
• Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих
улучшению работы школы по здоровье сбережению.
• Организация горячего питания обучающихся.
• Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
• Проведение месячника
по предупреждению дорожно-транспортного
травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по
формированию здорового образа жизни.
• Обеспечение
контроля занятости детей во внеурочное время
(систематически).
•

•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

Октябрь
Организация работы по поддержанию порядка на закреплённых участках,
работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению
школьного имущества.
Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию ЗОЖ
Физкультминутки (ежедневно).
Обеспечение
надлежащих
психологопедагогических
условий
(психологический климат в классах, наличие эмоциональных разрядок,
стиль общения педагога с детьми, индивидуальный подход и др.).
Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Организация контроля питания
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери».
Проведение классных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Выпуск
плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Организация контроля питания
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Мониторинг заболеваемости учащихся и педагогов
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению.

•

Декабрь
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных
всемирному дню борьбы со СПИДом.
Организация контроля питания
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

•
•
•

Январь
Открытые классные часы «Тренинг здорового образа жизни».
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация контроля питания
Мониторинг заболеваемости учащихся и педагогов
Мониторинг занятости учащихся в спортивных секциях
Осуществления мер, предупреждающих распространение инфекционных
заболеваний среди учащихся.
Учет участия школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый
образ жизни.
Февраль
День защитника Отечества.
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация контроля питания

•
•
•
•
•

Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы.
Антинаркотический месячник «Будем жить!».
Организация контроля питания
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

•
•
•
•
•
•
•

Апрель

Всемирный день здоровья.
Мониторинг заболеваемости учащихся и педагогов
Организация контроля питания
Благоустройство школьной территории.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвященные Дню Победы.
Организация контроля питания.
Учет участия школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ
жизни.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летнего пришкольного оздоровительного лагеря.
•
•
•
•
•

Результаты реализации программы «Здоровье»
Формирование системы физкультурно- оздоровительной работы школы через
совместную
деятельность медицинских
работников
и
педагогов по
предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной
коррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в

учебной деятельности каждого ребенка;
- осуществление систематического контроля состояния здоровья учащихся и
учителей на основе организации профилактических осмотров, первичной
профилактики;
- снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса;
- создание компьютерного банка данных о состоянии здоровья каждого учащегося
на всех ступенях образования, для использования совершенствования модели
медико-психолого-педагогического сопровожденияучащихся;
- повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Модель формирования здоровьесберегающей среды в МБОУ
Великооктябрьская СОШ с учетом индивидуального подхода к
обучающимся
СУБЪЕКТЫ
Учащийся
Члены семьи
Педагоги
Привлеченные
специалисты
и
обучающегося
организации
Ценности
Открытие системы Достижение
Осознание причин
соответствия
своих личностных, Осмысление мотивов, ценностей
подростка
между
и
потребностей,
внутреннего
декларируемыми и
других
устремлений,
реально- действую
переживаний,
установок, отношений, происхождения
щими ценностями
особенностей
особенностей
формирования
поведения
и
межличностных
эмоционального
отношений
реагирования ребенка
Цель
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Задачи
Осознание ценности Удовлетворение
Формирование
здоровья и активно- потребностей
Сохранение
и доминантной
познавательное
учащегося в ЗОЖ, развитие здоровья установки
на
стремление к его формирование
учащегося при его восприятие
совершенствованию, потребности
в оптимальной
позитивных
индивидуальная
соблюдении
трудоспособности сторон реальности
информированность элементарных
и
социальной и
защиту
от
и
способность гигиенических норм активности,
негативных
принимать
и правил, выведение формирование
влияний среды.

ответственные
эффективные
решения,
определяющие
структуру
качество жизни
Функции
Самореализации

подростка в режим
саморазвития,
самовоспитания

системы умений и
здоровьеформирую
щих технологий и
стратегий

Психофизиологиче
ская

Эстетическипознавательная

и
Психотерапевтиче
ская
я

Аспекты
Образовательны
Личностный
Командный
Деятельностный
й
Формы
Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни
открытых дверей, конференции
Результаты
(с позиций трех уровней отношения учащегося к своему здоровью)
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Позитивное
Формирование
дифференцированных
обобщенных знаний о себе в процессе Включенность
отношение
в
учащегося к себе, деятельности и общения с окружающими культурносамоуважение
оздоровительную
деятельность
Заключение
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает
постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть
от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной
программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих
перед ним задач.
Программа разработана с использованием Интернет - ресурсов:
1. «Здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/librarv/2018/03/18/zdorovesberegavushchie-tehnologii-v
2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
https://pedsovet.org/article/zdorovesberegavuschie-tehnologii--vobrazovatelnom-protsesse
3. Организация системы просветительской и методической работы с
педагогами, обучающимися и родителями по формированию здорового
образа жизни https://pandia.ru/text/78/460/20971.php
4. «Особенности
формирования здоровьесберегающей среды в
образовательной организации»
https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniva-zdorovesberegavushej-sredv-vobrazovatelnojorganizacii-4572029.html
5. Программа «Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе»
https://nsportal.ru/nachalnava-shkola/vospitatelnava-

rabota/2020/11/14/programmazdorovesberegavushchava-devatelnost-v


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».