ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
по профессии рабочего 19601 «Швея» 2 разряда
п.Великооктябрьский
2023
Раздел 1.Общие положения
1.1.
Реализуемая образовательная программа профессиональной
подготовки
Основная
программа
профессионального
обучения
–
программа
профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея представляет собой
систему
учебно-методических
документов,
регламентирующих
цели,
планируемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса,
разработанную с учётом потребности регионального рынка труда на основе
федерального государственного образовательного стандарта профессионального
образования.
Она направлена на решение задач последовательного повышения
профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов
соответствующей квалификации.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих имеет своей
целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование
общекультурных и профессиональных компетенций по профессии 19601 Швея.
Используемые сокращения.
ПО - профессиональное обучение
ППО - программа профессионального обучения;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
1. 2 Нормативные документы для разработки образовательной
программы профессионального обучения
Нормативную правовую основу разработки ППО составляют:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным программам профессионального обучения";
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется
профессиональное обучение, утвержденный приказом Минпросвещения России от
14 июля 2023 г. N 534
- Постановление Минтруда РФ от 03.07.2002 N 47
"Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и
профессий рабочих, Выпуск 46, Раздел "Швейное производство"
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
(ЕТКС) Выпуск 46 Раздел "Швейное производство" (утв. Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011))
1
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
2. 1 Нормативный срок освоения образовательной программы
профессионального обучения.
Нормативный срок освоения ППО по профессии Швея при очной форме
получения образования на базе основного общего образования составляет 2 года (76
часов).
2. 2 Перечень квалификаций
По результатам освоения ПП выпускникам присваивается профессия «Швея»,
квалификация 2 разряд.
Обучающемуся, освоившему программу и прошедшим итоговую аттестацию,
выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного
образца.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из
организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об
обучении или о периоде обучения установленной формы.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности
выпускника
3.1 Характеристика профессиональной деятельности выпускников
3.1.1 Область профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников: ведение раскроя и
расчета кусков материалов, процесса обработки деталей текстильных изделий,
выполнение операций по обработке деталей узлов швейных изделий.
3.1.2 Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Текстильные материалы и изделия, детали швейных изделий; швейное оборудование
универсальное, специальное, платьево-костюмного ассортимента, мужская и женская
поясная одежда, изделия бельевой группы.
3.1.3
Виды деятельности
Виды деятельности выпускника по профессии 19601 «Швея»:
- Выполнение работ на универсальных и специальных швейных машинах в
соответствии с установленными технологическими требованиями;
- Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов.
1
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1
Общие компетенции
Выпускник, освоивший ППО, должен обладать общими
компетенциями, включающимися в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
4.2
Профессиональные компетенции
Выпускник, освоивший ПП, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими основным видам деятельности:
Выполнение работ по раскрою текстильных материалов
ПК 1.1. Контролировать качество и размерные характеристики текстильных
материалов.
ПК 1.2. Выполнять подготовительные и простейшие операции по пошиву изделий
из различных материалов.
ПК 1.3. Выполнять расчет кусков материалов для раскроя.
ПК 1.4. Комплектовать куски текстильных материалов для раскроя.
Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных
материалов.
ПК 2.1. Выполнять операции вручную и на машинах, автоматическом и
полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из
текстильных материалов.
ПК 2.2. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных
материалов.
ПК 2.3. Контролировать качество кроя и качество выполнения операций.
ПК 2.4. Устранять мелкие неполадки.
ПК 2.5. Соблюдать правила безопасного труда.
1
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1 Учебный план
Модули
10 класс
теория
Охрана труда
2
Основы экономики
2
Материаловедение
производства
швейного
практика
5
5
Стандартизация и контроль
2
Оборудование швейного производства
6
3
Конструирование и
швейных изделий
4
9
21
17
моделирование
Итого:
38
Модули
Технология
изделий
обработки
Учебная практика
11 класс
швейных
теория
практика
10
4
5
5
Производственная практика
10
Итоговая аттестация
1
3
Итого:
16
22
38
1
5.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график устанавливает последовательность и
продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточной
аттестации, итоговой аттестации, каникул.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с
графиком учебного процесса (20 мая).
ППО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Продолжительность учебной недели - пятидневная.
Количество часов в неделю – 1.
Продолжительность урока теоретического обучения составляет - 45 минут.
Продолжительность урока практического обучения составляет - 45 минут,
перерыв 10 минут.
5.3 Рабочие программы
Рабочая программа учебной дисциплины профессиональной подготовки
является основным документом, устанавливающим содержание и методическое
построение учебной дисциплины, профессиональной подготовки. В программе
дается перечень основных разделов, тем и учебных вопросов,
последовательность их изучения, методические и организационные указания об
особенностях преподавания дисциплины, профессиональной подготовки,
исходя из целей и задач обучения.
При формировании ППО по профессии 19601 Швея образовательная
организация:
ежегодно обновляет
ППО в части содержания рабочих программ
профессионального обучения, программ учебной практики, методических
материалов, литературы, оборудования, электронных образовательных ресурсов,
запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы;
в рабочих программах профессиональной подготовки четко сформулированы
требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечивает эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей с
помощью разработанных методических рекомендаций по выполнению ими
внеаудиторной самостоятельной работы по темам рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональной подготовки.
1
5.4. Организация практики обучающихся
Раздел ППО учебная практика является обязательным и представляет собой
вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся. Практика закрепляет знания и умения,
приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов,
вырабатывают практические навыки и приобретают первоначальный
практический опыт по профессии.
Учебная практика проводится в швейной мастерскойпри освоении
обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального
обучения. Учебная практика реализуется рассредоточено, чередуясь с
теоретическими занятиями в рамках профессионального обучения.
5.5. Контроль и оценка результатов освоения образовательной
программы профессионального обучения
5.5.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются
основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся.
Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка преподавателем
получаемых знаний и практических навыков, обучающихся по профессии 19601 Швея.
Промежуточная аттестация - это процедура оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы, в том числе всего объёма учебной
дисциплины, курса образовательной программы.
Текущий контроль успеваемости в течение всего периода обучения
осуществляется на любом из видов учебных занятий самостоятельно
преподавателем, а также администрацией МБОУ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКОЙ СОШ.
Формы и процедуры осуществления текущего контроля успеваемости
определяются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины
профессионального обучения, учебной практики.
Для контроля текущей успеваемости, преподаватель может выбрать наиболее
приемлемые формы контроля в соответствии с темой занятия:
устный опрос;
проверка выполнения письменных домашних заданий и графических работ;
защита практических работ;
контрольные и самостоятельные работы;
тестирование по разным уровням сложности, в том числе тесты действия
(контроль реальных профессиональных умений), ситуационные тесты (контроль
реальных профессиональных компетенций);
1
контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
решение ситуационных заданий практического характера, в том числе
комплексных;
защита проекта или его части;
другие формы.
Промежуточная аттестация проводится после окончания изучения каждой
темы, практики.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов,
практических работ.
Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются образовательной организацией самостоятельно и отражаются в учебном
плане и рабочих программах. Конкретные формы и процедура промежуточной
аттестации доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от
начала обучения.
Итогом освоения профессионального обучения является готовность к
выполнению соответствующего вида деятельности и обеспечивающих его
профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций,
предусмотренных для ППО в целом.
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ
ВЕЛИКООКТЯБРЬСКОЙ СОШ.
5.5.2 Организация итоговой аттестации выпускников
Итоговая аттестация производится в форме квалификационного экзамена.
Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к
выполнению указанного вида деятельности и сформированность у него компетенций,
определенных в разделе «Требования к результатам освоения ПП». Итогом проверки
является однозначное решение: «вид деятельности освоен / не освоен».
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) включает в себя
практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в
пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим
профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного
экзамена привлекаются представители работодателей.
Условием допуска к квалификационному экзамену является успешное освоение
обучающимися всех элементов программы профессионального обучения:
теоретической части и практики.
1
Ведущий преподаватель по направлению подготовки по профессии 19601
Швея в рамках ППО разрабатывают программу итоговой аттестации, содержащую
требования к содержанию, процедуре проведения итоговой аттестации.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению
образовательной программы
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой,
обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий: теоретических и
практических занятий (учебной практики), предусмотренных учебным планом
Материальная
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам.
Материальное - техническое оснащение обеспечивает:
выполнение обучающимся практических работ;
освоение обучающимся профессиональных программ в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в образовательной организации.
Реализация ППО осуществляется образовательной организацией на
государственном языке Российской Федерации.
Перечень кабинетов, мастерских и других помещений
Мастерские:
Швейная.
Наименование
Количество/шт
Стол ученический
Стул ученический
Стол учительский
Стул
Шкаф-стеллаж
Доска классная
Ножницы портновские
Ножницы зигзаг
Зеркало
Швейная машина с приводом
Оверлок
Утюг
Гладильная доска
14
28
1
1
2
1
10
1
2
10
2
2
1
1
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
программы.
Учебно-методические материалы представлены:
- образовательной программой;
- материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся,
утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Реализация ППО обеспечивается доступом каждого обучающегося к
библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся
обеспечены доступом к лекционному материалу в учебном кабинете, мастерской,
самостоятельному повторению на дому.
Библиотечный фонд укомплектован основной и дополнительной учебной
литературой (в том числе в электронном виде) и интернет-ресурсной базой.
6.3. Требования к кадровым условиям реализации образовательной
программы
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование
и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Реализация ППО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины. Преподаватели получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Раздел 7. Формирование фондов оценочных средств для проведения
итоговой аттестации
7.1. Итоговая аттестация (далее – ИА) является обязательной. Она проводится
по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ИА
оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников
предъявляемым требованиям.
7.2. Профессиональное обучение по профессии завершается итоговой
аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен
проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков
программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам,
прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов по
профессиям рабочих.
1
7.3. Для итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается
программа итоговой аттестации и фонды оценочных средств.
7.4.
Квалификационный
экзамен
включает
в
себя
практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
ФИО
Мириуца Елена Сергеевна
Организация, должность
МБОУ Великооктябрьская СОШ, директор
Кузнецова Елена Викторовна
МБОУ Великооктябрьская СОШ, учитель
технологии
МБОУ Великооктябрьская СОШ, заместитель
директора по УВР
МБОУ Великооктябрьская СОШ, заместитель
директора по ВР
Балуева Ольга Николаевна
Осипова Лада Геннадьевна
1
Приложение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
по профессии рабочего 19601 «Швея» 2 разряда
Срок обучения - 2 года
п.Великооктябрьский
2023
1
Пояснительная записка.
Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более
высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников
производительного
труда.
Это
затрудняет
трудоустройство
и
самостоятельную трудовую деятельность выпускников. Программа обучения
профессии швея рассчитана на два года обучения. Содержание
профессиональной подготовки определяется с учетом требований
квалификационной характеристики Единого тарифно-квалификационного
справочника (ЕКТС) на тарифный разряд. Одной из основных задач данной
программы является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению
профессией, трудовой деятельностью совместно с другими членами общества.
Очень важно, чтобы при работе в швейной мастерской воспитанники могли
быстро овладеть новой технологической операцией без смены рабочего места,
по необходимости освоить другую профессию швейного производства.
Главной целью профессионального образования является развитие
учащихся как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой
знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями. Это определило задачи обучения по курсу
профессиональной подготовки по профессии «Швея»:
Обучающие:
-научить самостоятельно определять виды тканей;
- научить работать с журналами мод;
- освоить технологические знания конструирования швейных изделий;
- овладеть практическими навыками и приемами изготовления изделий;
- научить шить качественно.
Развивающие:
- развивать общий кругозор;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению
1
трудовой деятельности;
- содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
- воспитывать стремление к качество выполняемых изделий
- формировать индивидуальную творческую самореализацию.
Отличительной особенностью программы от существующих программ
является то, что в данной программе более глубоко и расширенно ведется
обучение в процессе изготовления любого изделия начиная с выполнения
эскизов, выполнение чертежей-основ, и самого главного этапа пошив изделия.
Так же в программу включены поузловые обработки.
Получение профессии швея предполагает усвоение учащимися
определенного объема технико-технологических знаний, приемов труда,
навыков при выполнении операций, общетрудовых и общетехнических
умений. В содержание теоретического обучения входит формирование знаний
по устройству оборудования; приспособлений и инструментов, применяемых
при выполнении швейных работ; по устройству и взаимодействию узлов,
механизмов швейной машины; технологии обработки изделий детского и
женского ассортимента; постельного белья; знаний по материаловедению;
основам экономических знаний. Знания теоретического курса развиваются и
закрепляются на занятиях практического обучения при выполнении
различных операций и приемов труда. Большая часть учебного времени
отводится практическому обучению. В этот период труд учащихся является
производительным. Основной задачей практического обучения является
формирование профессиональных умений и навыков при выполнении
упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе производительного
труда; умения творчески решать трудовые задачи, работать в коллективе. На
практических занятиях учащиеся изучают приемы выполнения операций по
обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на
машине; технологическую последовательность изготовления узлов швейных
изделий и самих изделий; требования, предъявляемые к качеству готовой
продукции. Учатся работать на швейном оборудовании, спецмашинах;
качественно выполнять влажно-тепловую обработку. Особое внимание
уделяется изготовлению законченных изделий. Основным методом изложения
теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж; на
1
учебных занятиях и в ходе производительного труда особое внимание
уделяется соблюдению правил техники безопасности, противопожарных
мероприятий, санитарии и личной гигиене труда. На практических занятиях,
при проведении практических работ, учащиеся закрепляют полученные
знания, знакомятся с новым оборудованием и технологией обработки. По
окончании курса теоретического и практического обучения учащиеся
выполняют письменную экзаменационную работу, изготавливают швейное
изделие, которое защищают на выпускном квалификационном экзамене.
Учащиеся, прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии
с программой и при условии положительного результата допускаются к сдаче
квалификационного экзамена по профессии швея 2 разряда, на основании
квалификационной характеристики, соответствующего разряда и им в
установленном порядке выдается свидетельство о профессии рабочего.
Для реализации программы профессиональной подготовки по профессии
«Швея» учебным планом предусмотрено 68 часов.
Теоретическое
обучение
в
программе
представлено
общепрофессиональными и специальными дисциплинами (предметами).
Изучение экономического курса, (где учащиеся знакомятся с основами
рыночной экономики и предпринимательства, правовыми основами трудовой
деятельности, рынком труда и профессии) заложено в учебный план.
Экономический курс направлен на формированиеу обучающихся социальных
и правовых компетенции, способствующих социально профессиональной
адаптации к условиям рынка труда.
Содержание обще-профессионального курса представлено предметами,
изучение которых профессионально значимо для овладения профессией швеи.
В них содержатся основныесведения о материаловедении, оборудовании
швейного производства, стандартизации и охране труда.
Содержание специального курса программы направлено на
формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной
подготовке швеи 2 разряда. В этом курсе предусмотрено изучение технологий
обработки и изготовления швейных изделий и др.
В тематических планах, изучаемых предметах могут вноситься изменения
и дополнения с учетом специфики отрасли в пределах часов, установленных
учебным планом.
Закрепление полученных теоретических знаний осуществляется в
процессе выполнения практических работ, содержание которых
1
разрабатывается преподавателем.
Производственное
обучение
участие
обучающихся
в
производительном труде. В швейных мастерских дети последовательно
изучают приемы и способы выполнения работ. При этом сложность изделия
возрастает т.к., обучающиеся должны освоить наиболее характерные
сочетания приемов и операций, овладеть современными способами
выполнения профессиональных работ.
В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость
прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда. В этих
целях помимо изучения общих требований охраны труда и промышленной
безопасности, предусмотренных программой, значительное внимание уделяет
требованиям безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом
конкретном случае при изучении каждой отдельной темы или в переходе к
новому виду работ в процессе производственного обучения. Усвоение
основных тем программы завершается зачетами, а все обучение - учебной
практикой и квалификационным экзаменом.
Учебная практика проводится в швейной мастерской под контролем
преподавателя.
Профессиональная подготовка по профессии швея завершается
проведением квалификационного экзамена. Проведение квалификационного
экзамена дает право на выдачу свидетельства о присвоении
квалификационного разряда по профессии.
Экзамен состоит из 2 частей:
- теоретическая проверка знаний (экзамен по материаловедению,
тестирование - для определения уровня усвоения учебного материала
профессионального, обще-профессионального циклов, а также для оценки
знаний по вопросам охраны и безопасности труда).
- практическая экзаменационная (квалификационная) работа на разряд.
Квалификационная характеристика.
Профессия - швея
Квалификация - 2 разряд
Швея 2-го разряда должна знать:
■ методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций
по пошиву изделий из разных материалов;
■ назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;
■ причины неполадок, возникающих при выполнении машинных работ;
1
5
■ правила рациональной организации рабочего места;
■ правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
■ требования безопасности труда
Швея 2-го разряда должна
уметь:
■ выполнять на машинах или вручную простейшие операции по пошиву
изделий из различных материалов;
■ контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и
назначению изделия;
■ предупреждать и устранять дефекты продукции;
■ рационально организовать рабочее место;
■ соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
■ соблюдать требования безопасности труда.
Основные виды деятельности (швея 2 разряда):
- выполнение работы на универсальных и специальных швейных машинах в
соответствии с установленными техническими требованиями;
- проверка правильности установки машинной иглы и заправка верхней и
нижней ниток;
- распознавание видов швейных материалов, их «лица», изнанки;
- самоконтроль в процессе труда, проверка качества выполненной работы;
- соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и
внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной
безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Теоретическое обучение.
Введение.
Роль профессиональной подготовки и профессионального образования
молодежи в условиях рыночной экономики. Цель, задачи и содержание
профессиональной подготовки по программе "Швея". Требования,
предъявляемые к профессиональной компетенции швеи.
1
Организация теоретического и практического (производственного)
обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила
поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте.
Общие сведения об истории развития швейного дела. Ознакомление с
работами учащихся прошлых лет.
Инструктаж по технике безопасности в мастерской и на рабочем месте.
1. Охрана труда, санитария и гигиена, пожарная безопасность.
Требования
безопасного
труда
на
швейном
предприятии.
Государственный надзор и общественный контроль соблюдения требований
безопасного труда и безопасной эксплуатации оборудования.
Ответственность руководителей за соблюдение норм и правил охраны
труда. Ответственность рабочих за нарушения правил безопасного труда и
трудовой дисциплины. Основные причины травматизма на швейных
предприятиях. Меры их предупреждения.
Правила безопасного труда при работе в учебной (швейной) мастерской.
Электробезопасность. Первая помощь при травмах и поражении
электрическим током.
Пожарная безопасность. Огнетушительные средства. Правила поведения
при пожарах.
Основы санитарии и гигиены при выполнении швейных работ.
Требования к рабочей одежде. Факторы, влияющие на здоровье человека при
выполнении швейных работ. Понятия о профзаболеваниях. Медицинские
противопоказания на работу швеи.
Проверочная работа.
2. Экономический курс.
2.1. Основы рыночной экономики и предпринимательства.
Основные законы рыночной экономики. Общие сведения о собственности.
Виды предприятий в зависимости от формы собственности. Понятия:
себестоимость, прибыль, инфляция.
Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с
различными формами собственности. Роль предпринимательства в условиях
1
рыночной экономики. «Бизнес-план»
предпринимательской деятельности.
-
основа
самостоятельной
2.2. Правовые основы трудовой деятельности.
Общие сведения о трудовом праве и основах трудового законодательства
в системе производственных отношений. Трудовой контракт (договор) как
форма трудовых взаимоотношений работника и работодателя. Виды
документов, необходимых для представления работодателю при заключении
трудового договора. Гарантии при приеме на работу. Формы заработной
платы. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Порядок разрешения трудовых споров. Роль профсоюзов в трудовых
отношениях.
2.3. Рынок труда и профессии.
Проблемы занятости молодежи в условиях рынка труда. Закон Российской
Федерации «О занятости населения», его роль в социальной защите незанятой
молодежи. Меры по обеспечению занятости и трудоустройства молодежи па
рынке труда.
Профессии и специальности, пользующиеся спросом па отечественном и
зарубежном рынках труда.
Мобильность профессиональных кадров. Требования работодателей к
профессионалам. Способы получения информации о вакантных рабочих
местах.
Проверочная работа.
3. Материаловедение.
Волокнистые материалы и их свойства. Волокна, получаемые для
изготовления тканей. Классификация волокон по происхождению. Основные
свойства волокон: длина, прочность, удлинение, гигроскопичность, стойкость
к нагреванию. Их влияние на свойства тканей.
Натуральные волокна растительного происхождения. Волокна животного
происхождения. Штапельные волокна. Химические волокна
Ассортимент тканей. Хлопчатобумажные ткани, шерстяные ткани,
льняные ткани. Краткая характеристика и их свойства.
1
Нетканые материалы. Нетканые материалы, принцип изготовления.
Классификация нетканых материалов по способу получения и волокнистому
составу. Ассортимент. Физико-механические свойства.
Материалы для соединения швейных изделий. Швейные нитки, их
производство, ассортимент. Требования к качеству. Область применения
различных видов ниток.
Фурнитура и отделочные материалы. Пуговицы. Их классификация по
форме, размерам, способу крепления и назначению. Крючки, петли, кнопки,
застёжки «молния». Отделочные материалы. Тесьма, ленты, шнуры, кружева.
Практические работы и контрольные работы по темам.
4. Стандартизация и контроль качества продукции.
Сущность стандартизации; основные понятия.
Виды стандартов.
Стандарты для предприятий швейного производства.
Формы и методы контроля качества продукции.
Проверочная работа по темам.
5. Конструирование и моделирование швейных изделий.
Задачи конструирования; системы и методы.
Размерные признаки фигуры. Величины размерных признаков типовых
фигур. Методы измерения фигур.
Конструктивные прибавки.
Чертеж основы изделия.
Принципы конструирования деталей изделий, изделий одежды на базовой
основе. Принципы конструирования силуэтных форм изделия.
Воротники.
Особенности конструирования швейных изделий ассортиментных групп.
Построение основы чертежей: поясного и плечевого изделия.
Общие сведения о процессе разработки конструкций лекал.
Практические работы и проверочные работы по темам.
1
6. Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных
изделий. Влажно - тепловая обработка (ВТО).
Начальная обработка деталей. Детали швейных изделий и их составные
части. Швы, применяемые для их соединения. Правила соединения частей
деталей швейного изделия.
Виды складок, рельефов, вытачек и способы их обработки. Обработка
разрезов.
Разрезы плоских деталей, их назначение. Шлица как конструктивный
элемент одежды. Технологическая последовательность обработки шлицы.
Использование клеевых, нетканых и других прокладочных материалов.
Классификация кокеток по способу соединения с изделием.
Последовательность их обработки.
Классификация карманов. Виды, составные части. Технология обработки
накладных карманов с цельновыкроенной и притачной обтачками. Обработка
кармана с оборкой. Обработка кармана с подкройным бочком и в швах
изделия. Технология обработки прорезных карманов: «в рамку» и «листочка».
Застёжки. Виды. Технологическая последовательность изготовления
различного вида петель (обмётанных, руликовых, нитяных, бельевых).
Обработка застёжки тесьмой «молния» (4 способа). Обработка застежки
подбортом (цельновыкроенным и притачным), планками (цельновыкроенной,
притачной, настрочной, втачной).
Обработка отдельных мелких деталей (клапаны, хлястики, шлёвки,
погоны). Их вилы, составные части, способы обработки.
Обработки различных срезов плоских деталей. Способы обработки срезов
в зависимости от типа ткани и имеющегося оборудования. Окантовка, способы
выполнения. Способы обработки срезов проймы и горловины (подкройная
обтачка на липовую и изнаночную стороны, косая бейка, окантовочный шов).
Обработка воротников. Стойка, отложной, на отрезной стойке,
цельновыкроенный, пиджачного типа. Последовательность обработки,
способы соединения с горловиной, требования к качеству, возможные
дефекты, способы их устранения.
Обработки низа рукава: краевыми швами, обтачками, манжетами
(отложные, притачные, замкнутые). Способы обработки, требования к
качеству, дефекты и устранение. Технологическая последовательность
обработке верхнего среза юбки, брюк; нижнего среза юбки, брюк. ВТО.
Организация рабочего места и безопасность труда при выполнении ВТО.
1
Температурный режим. Терминология влажно-тепловых работ.
Контроль качества выполнения работ.
Технология изготовления швейных изделий
Общее понятие о последовательности сборки различных швейных
изделий, местах расположения посадок и их назначение.
Монтаж плечевых и поясных изделий. Контрольные надсечки, их
назначение. Способы соединения плечевых и боковых срезов в различных
швейных изделиях. Соединение лифа с юбкой. Соединение рукава с изделием.
Технология изготовления юбки. Характеристика фасонов юбок, детали
кроя. Подготовка деталей к сборке, последовательность обработки боковых
срезов, вытачек, застёжки, верхнего среза, низа в юбках различных фасонов.
ВТО юбки.
Технология изготовления брюк. Характеристика фасонов брюк, детали
кроя. Обработка вытачек, застёжки, верхнего среза различных моделей.
Соединение основных частей брюк. ВТО брюк.
Технологическая последовательность изготовления плечевого
изделия.
Характеристика фасонов платьев, детали кроя. Порядок подготовки
деталей к сборке. Особенности изготовления платьев сложных фасонов.
Технологическая последовательность и варианты обработки блузок
различных конструкций.
Практические работы и зачет по темам.
7. Оборудование швейного производства.
Швейные машины.
Классификация машин швейного производства по назначению, степени
механизации и автоматизации технологического процесса. Краткая
характеристика основных видов швейных машин. Рабочие органы швейной
машины и их взаимодействие. Классификация машинных игл. Подбор игл в
зависимости от вида и толщины тканей, приёмы установки игл.
Машины челночного стежка. Характеристика челночной строчки.
Взаимодействие рабочих органов швейной машины в процессе образования
челночного стежка. Регулятор натяжения верхней нити. Заправка верхней и
нижней нитей.
Регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Шпульный колпачок и
его устройство. Регулировка длины стежка.
Механизм иглы, его устройство и работа. Регулировка иглы и игольного
стержня по отношению к носику челнока. Места смазки деталей механизма
1
иглы.
Механизм нитепритягивателя, конструкция и работа. Устройство
челночного комплекта. Места смазки механизма. Неполадки в работе
механизма челнока.
Механизм двигателя ткани. Конструкция и работа, места смазки,
неполадки в работе.
Регулятор длины стежка и механизм обратного хода. Принцип
регулировки длины стежка. Места смазки.
Механизм лапки, устройство и работа. Механизм подъёма лапки рукой и
ногой. Регулировка лапки по высоте и по изменению давления на ткань.
Установка ланки.
Варианты одноигольных и двуигольных машин челночного стежка.
Машины цепного стежка. Назначение и область применения машин.
Однониточный цепной стежок, его строение, свойства. Характеристика и
конструктивные особенности машин цепного стежка.
Машины для выполнения зигзагообразной строчки. Назначение
зигзагообразной строчки, техническая характеристика и конструктивные
особенности машин.
Машины отметочные и стачивающе-обмёточные. Назначение и
техническая характеристика машин. Устройство, работа и регулировка
механизмов. Заправка ниток, смазка машин.
Неполадки в работе швейных машин. Технический уход за машинами.
Неполадки в работе швейных машин. Причины пропусков стежков, плохого
продвижения ткани, поломки игл, обрыва верхней и нижней нитей, тугой и
слабой строчки и других неполадок. Меры предупреждения и способы
устранения неполадок. Уход за швейными машинами. Порядок и смазка
швейных машин.
Приспособления малой механизации
Назначение и конструкции различных приспособлений к швейным
машинам. Приспособления для окантовки деталей. Приспособления для
машинных работ, их роль в улучшении качества обработки изделий и
повышения производительности труда.
Оборудование для влажно-тепловой обработки и клеевого соединения
деталей. Виды влажно-тепловой обработки (ВТО), их сущность,
характеристика. Оборудование, применяемое для ВТО. Устройство
электрических утюгов, регулировка нагрева, способы увлажнения. Прессы для
ВТО. Устройство и работа.
1
Календарно-тематический план.
Теоретическое и практическое обучение на 1 год.
Количество часов: 68 часов.
Профессия: швея.
1. Охрана труда.
Наименование тем.
Теория Практика
Объем
часов
1.Правила безопасности труда при работе в 1 час
учебной (швейной) мастерской.
1 час
2.Основы санитарии и гигиены при
выполнении швейных работ.
Итого:
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2. Основы экономики.
Наименование тем.
1.Основы рыночной экономики и
предпринимательства.
Теория Практика
Объем
часов
0,5часа
0,5часа
2.Правовые основы трудовой деятельности. 0,5 часа
0,5 часа
3.Рынок труда и профессии.
0,5часа
0,5часа
4. Проверочная работа.
0,5часа
0,5часа
Всего:
2 часа
2 часа
3. Материаловедение швейного производства.
Наименование тем.
1.Введение.
2.Классификация текстильных волокон.
З.Практическая работа. Знакомство с
натуральными волокнами растительного
происхождения.
4.Получение ткани.
5. Практическая работа. Определение
нити основы и лицевой стороны в
Теория
0,5 часа
0,5часа
0,5 часа
Практика
0,5 часа
Объем
часов
0,5 часа
0,5часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
1
хлопчатобумажных тканях.
6. Натуральные волокна животного
происхождения.
7. Практическая работа. Сравнение
волокон шерсти и натурального шелка.
8.Лицевая и изнаночная стороны тканей.
Свойства тканей.
9. Практическая работа. Определение
лицевой и изнаночной сторон тканей.
10.Проверочная работа.
11.Химические волокна.
12.Свойства химических волокон и
тканей из них.
13.Практическая работа. Определение
состава тканей и изучение их свойств.
14.Нетканые материалы из химических
волокон.
15.Уход за одеждой из химических
волокон.
16.Практическая работа. Изучение
символов по уходу за текстильными
изделиями из химических волокон.
17.Проверочная работа.
Всего:
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
1 час
1 час
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
5 часов
1 час
0,5 часа
1 час
5 часов
0,5 часа
10 часов
4.Стандартизация и контроль качества продукции.
Наименование тем.
Теория
Практика
1.Стандарты для предприятий швейного
производства.
2.Формы контроля качества продукции.
1 час
Объем
часов
1 час
0,5 часа
0,5 часа
3. Проверочная работа.
0,5 часа
0,5 часа
Всего:
2 часа
2 часа
5.Оборудование швейного производства
1
Наименование тем.
1.Введение. История создания швейной
машины.
2..Бытовая швейная машина
З. Производственная швейная машина
4.Практическая работа. Знакомство со
швейными машинами.
5.Регуляторы швейной машины.
6. Практическая работа. Регулировка качества
машинной строчки.
7.Устройство и установка машинной иглы.
8. Практическая работа. Подбор и установка
машинной иглы.
9.Применение зигзагообразной строчки.
10. Практическая работа. Применение
зигзагообразной строчки.
11 .Приспособления к швейной машине.
12. Практическая работа. Применение
приспособлений к швейной машине.
13.Уход за швейной машиной.
Теория
Практика
Объем
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
0,5 часа
1 час
6 часов
1 час
0,5 часа
3 часа
9 часов
6. Конструирование и моделирование швейных изделий
Наименование тем.
Теория
Практика
Объем
часов
1.Введение. Силуэт и стиль в одежде. Виды
поясной одежды.
0,5 часа
0,5 часа
2.Снятие мерок для построения чертежа
выкройки юбки.
Э.Практическая работа. Снятие мерок.
1,5 часа
0,5 часа
4.Конструирование и моделирование.
1 час
5. Практическая работа. Конструирование
юбки.
2 час
1 час
1 час
2 час
1 час
1
6. Практическая работа. Моделирование
юбки.
7.Проверочная работа.
Всего:
3 час
1 час
1
2 час
1 час
4 часа
9 часов
13 часов
Теория
Практика
Объем
часов
1 час
1 час
1 час
2 часа
0,5 часа
1 час
1 час
2 часа
7.Технология обработки швейных изделий
Наименование тем.
1.Введение.
2.Требования безопасности труда.
З.Простые ручные стежки.
4.Специальные ручные стежки.
5.ТУ на выполнение ручных работ.
6. Проверочная работа.
7 Виды машинных швов.
8.Соединительные, краевые, отделочные
швы.
9.ТУ на выполнение машинных работ.
10. Проверочная работа.
11.ВТО работы.
12. Проверочная работа.
Всего:
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1,5часа
1,5 часа
1 час
10 часов
1 час
4 часа
0,5 часа
0,5 часа
2 часа
1 час
14
часов
Итоговая аттестация
Наименование тем.
Квалификационный экзамен
Теория
1 час
Практика
3 часа
Объем
часов
4 часа
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Организационно-педагогические условия
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование
и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
1
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном
учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Реализация ППО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины. Преподаватели получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации не реже 1 раза в 3 года.
Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению.
Реализация программы предполагает наличие учебной швейной мастерской.
Учебная швейная мастерская.
Оборудование:
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
- Машины швейные общего назначения (стачивающие);
- Машины швейные специального назначения;
- Иглы машинные;
- Рабочие столы для выполнения ручных работ;
- Оборудование для влажно-тепловой обработки.
Инструменты и приспособления:
Инструмент, приспособления, инвентарь:
- Ножницы швейные;
- Наперсток;
- Сантиметровая лента;
- Иглы ручные швейные;
- Коробка для инструментов.
Приспособления для выполнения ручных работ:
- Булавки портновские;
- Линейки;
- Лекала;
- Портновский мел;
- Мыло портняжное.
Приспособления малой механизации:
- Лапки направительные для строчек;
- Распарыватель;
- Пинцет для оверлока;
Приспособления для влажно-тепловых работ:
1
- Пульверизатор;
- Стол утюжильный;
- Шкаф для хранения материалов и инструментов;
- Кронштейн для полуфабрикатов и готовой продукции;
Средства обучения:
Технические средства и дидактические материалы:
- Инструкционные карты (для изучения в процессе учебной
практики технологических приемов, операций и видов работ);
- Технологические (инструкционно - технологические) карты для
выполнения работ комплексного характера (простых и сложных);
- Плакаты, таблицы;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом
или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий
из текстильных материалов.
- Тестовые задания теоретического и практического характера.
- Практические работы по изготовлению узлов и изделий.
- Проверочные работы.
- Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток,
прикладных материалов.
Оценка выполнения и анализ практических заданий.
- Тестовые задания.
- Контролировать качество кроя и качество выполненных
операций. -Задания на оценку способов решения;
- Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
- Специальные тестовые задания теоретического и практического
характера.
- Соблюдать правила безопасности труда.
Литература.
1.
Энциклопедия конструирования и моделирования модной
одежды. Том 1. Хелен Джозеф-Армстронг. 2014 год.
2.
Энциклопедия конструирования и моделирования модной
одежды. Том 2. Хэлен Джозеф-Армстронг. 2014 год.
3.
Лоскутики. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. 1998 год.
1
4.
Серия «Современная энциклопедия домашнего хозяйства». Как
шить красиво. 2000 год.
5.
Сам себе кутюрье. Фрэнсис-Брайден Селена. 2014 год
6.
Я-модельер. Большая книга для творческих барышень,
влюбленных в моду. Дрюма Л.А. Весна - лето/Любовь Дрюма - М.: эксмо
2014 год.
7.
Шьем дома. Косенко М. 1999 год
8.
Технология женской и детской легкой одежды. Труханова А.
2001 год.
9.
Основы производственного обучения швейников.
В. А.Панкратова.
10. Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. Серия «Хит
сезона» 2002 год.
11. Как шить красиво. Устинова Е. 2000 год.
12. Материаловедение швейного производства: Учеб. Пособие для
сред. Проф. образования: Учеб пособие для нач. проф. образования Н, А,
Савостицкий. 2004 год.
13. Материаловедение швейного производства/ Серия «Учебники,
учебные пособия 2. 2002 год.
14. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. для нач. проф.
образования. Череданова Л.Н. 2004 год .
15. Технология швейного производства: Учеб. пособие для сред.
проф. учеб. заведений / Э.К. Амирова, А.Т. Труханова 2004 год
1