Положение профориентация

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол №_____ от 28.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ОО
Мириуца Е.С.

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации профориентационного минимума
в МБОУ Великооктябрьская СОШ
1. Общие положения
1.1. Профориентационный минимум – это единый универсальный минимальный
набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по
профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ.
1.2. Профориентационный
минимум
предназначен
для
построения
профориентационной работы в общеобразовательных организациях на единой
методической основе, включающей единый универсальный набор профориентационных
практик и инструментов и мероприятий, отражающих особенности региона и
общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение о реализации профориетационного минимума в
МБОУ Великооктябрьская СОШ (далее – Положение, Школа) разработано в соответствии
с нормативными документами и методическими материалами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской
Федерации” (ред. от 01.03.2020) (п.2 ст.42; п.З ст.66; п.1 ст. 75);
 Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1
от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года”;
 письмом Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 "О
направлении методических рекомендаций"; примерной рабочей программой
воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования"
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от
31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N
519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732)
 Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»



Приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования"
 Программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22);
 Примерной
рабочей
программой
курса
внеурочной
деятельности
«Профориентация» (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022 г.);
 Письмом Минпросвещения России от 20.03.2023 №05-848 «О направлении
информации»
(Методические
рекомендации
по
реализации
профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ).
1.4.
Настоящее Положение
направлено на формирование системы
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов и предназначено для
обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Положение включают в себя
описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному
самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с
учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда Московской области.
1.5.
Настоящее Положение регулирует деятельность всех категорий
управленческих и педагогических работников, принимающих участие в реализации
профориентационного минимума в МБОУ Великооктябрьская СОШ.
2. Цели и задачи реализации профориентационного минимума
2.1. Цель реализации профориентационного минимума — выстраивание системы
профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной,
воспитательной и иных видах деятельности обучающихся.
2.2. Задачи:
• развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности
в образовательной организации;
• разработка информационно-методических материалов, обеспечивающих
реализацию профориентационной работы с учетом возможностей образовательной
организации и социальных партнеров;
• определение особенностей реализации профориентационной работы в
различных организационных видах деятельности обучающихся: урочной, внеурочной,
воспитательной, внешкольной;
• систематизация и описание возможных моделей профессиональной ориентации
обучающихся;
• включение в профориентационную работу профессиональных образовательных
организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров
занятости населения, родительского сообщества;
• включение в профориентационную работу профилактической деятельности,
направленной на
поддержку обучающихся «группы риска»: обучающихся с
прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
3. Направления и содержание профориентационного минимума

3.1. Профориентационный
минимум
реализовывается
по
следующим
направлениям:
- УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая
включает: профориентационое
содержание уроков по предметам, входящим в обязательную часть учебного плана, где
рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности; а
также дополнительных предметов и курсов части учебного плана, формируемых
участниками образовательных отношений, что отражается в содержании рабочих
программ по предметам. Для реализации профориентационного содержания в ходе
проведения урочных занятий используются цифровые электронные образовательные
ресурсы, а также выполнение проектов профориентационной направленности (в рамках
проектной деятельности учебного плана).
- ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая включает: профориентационную
диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному
самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; реализацию
профориентационных программ, консультации педагога и психолога, моделирующие
профессиональные пробы в онлайн-формате и другие в соответствии с рабочей
программой курса внеурочной деятельности.
Наряду с использованием Примерной рабочей программой курса внеурочной
деятельности «Билет в будущее» и Примерной рабочей программой курса внеурочной
деятельности «Профориентация», разработанных Институтом стратегии развития
образования РАО, учитель вправе разработать профориентационный курс с учетом
специфики класса, в т.ч. с учетом профиля обучения на уровне среднего общего
образования и с учетом регионального компонента.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, которая включает: экскурсии на предприятия и
в организации Фировского района посещение профессиональных выставок, ярмарок
профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, встречи с
представителями разных профессий и др., а также конкурсы профориентационной
направленности (в том числе в рамках Российского движения детей и молодежи,
Юнармии), реализации проекта «Россия - страна возможностей» и др.
Содержание направления «Воспитательная работа» отражается в Рабочей
программе воспитания в составе основных образовательных программ основного общего
и среднего общего образования (модуль «Профориентация», Календарный план
воспитательной работы, План работы классного руководителя).
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, которое включает в себя выбор и
посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и
образовательных потребностей обучающихся. Профориентационное содержание
отражается в дополнительной общеобразовательной программе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С
РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится
информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических
родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью
мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а
также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных
профессий (модуль «Работа с родителями» в Рабочей программе воспитания).

- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Профессиональное обучение по программе дополнительного профессионального
образования по специальности ШВЕЯ и ТРАКТОРИСТ.
3.2.
Уровни реализации профориентационного минимума:
• Базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 часов в год);
• Основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 часов);
• Продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации и
содержание профориентационной работы в рамках программ основного общего и
среднего общего образования в зависимости от своих приоритетов развития и
возможностей:

Уровень
Направления
Урочная деятельность
(предметные уроки /
«Технология»)
Внеурочная деятельность
Воспитательная работа
(модуль «Профориентация»,
классные часы)
Дополнительное образование
Профессиональное обучение
Взаимодействие с родителями
Профильные
предпрофессиональные классы

Базовый
Основной
уровень
уровень
(40 часов) (60 часов)

Продвинутый
уровень
(80 часов)

2

9

11

34

34

34

2

12

18

1
1
-

3
3
10
2
4
(Все направления на базе
профильных классов)

4. Организационные основы реализации профориентационного минимума
4.1. Для реализации профориентационного минимума в общеобразовательной
организации создается рабочая группа, в состав которой могут входить руководитель и
заместители руководителя общеобразовательной организации, педагогические работники,
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Рабочая
группа
представляет
предложения
по
реализации
профориентационного минимума в общеобразовательной организации с учетом уровня и
содержания профориентационной деятельности.

План мероприятий по реализации профориентационного минимума
на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1.

2.

3.

Направления

Мероприятия

Урочная деятельность:
(предметные уроки по
географии, химии,
биологии, физике,
математике,
технологии)
Внеурочная
деятельность
Воспитательная работа
(модуль
«Профориентация»,
классные часы)

Дополнения в содержание
рабочих программ по
предметам, в том числе
обеспечивающих
профильное обучение
Подбор ЦОР по
профориентационной
тематике

Руководители
ШМО
Учителяпредметники

Разработка программы
внеурочной деятельности

Учителя,
реализующие
программы ВД
Заместитель
директора по ВР
Классные
руководители

4.

Дополнительное
образование

5.

Профессиональное
обучение

6.

Взаимодействие с
родителями

Разработка содержание
модулей
«Профориентация»,
«Классное руководство»
Формирование
Календарного плана
воспитательной работы
Формирование Планов
работы классного
руководителя
Дополнения в содержание
дополнительных
общеобразовательных
программ
Подбор ЦОР по
профориентационной
тематике
По программам
дополнительного
профессионального
обучения
Разработка содержание
модуля «Работа с
родителями»

Сроки

Ответственный

Руководители
кружков, секций

Руководители
дополнительного
образования
Руководитель
ОО
Классные
руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».