Положение о службе школьной медиации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Великооктябрьская средняя общеобразовательная школа
ПРИКАЗ
02.09.2025 года

№155-а

Об утверждении
Положения о школьной службе медиации
и плана работы школьной службы
медиации МБОУ Великооктябрьской СОШ
На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля
2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
с участием посредника (процедуре медиации)», а также в соответствии с
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», «Стандартами
восстановительной медиации» от 17 марта 2009 года, рекомендациями
Министерства образования и науки Российской Федерации по организации
школьных служб медиации в образовательных организациях от 18 ноября
2013 года № ВК – 54/07, распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р «Об утверждении Концепции
развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации
восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с
которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение о школьной службе медиации и план работы
школьной службы медиации (Приложение №1 и №2).
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя
директора школы по ВР Осипову Л.Г.

Приложение №1
к приказу от 02.09.2025г. №155-а

Положение
о школьной службе медиации
1. Общие положения
1.1. Школьная
служба
медиации
является
структурным
подразделением общеобразовательной организации, которое объединяет всех
участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении
конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в
общеобразовательной организации.
1.2. Школьная служба медиации является альтернативой другим
способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или
правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной
медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны
учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту
или правонарушению.
1.3. Школьная служба медиации является приоритетным способом
реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь
обратиться в службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт
путем переговоров и медиации общеобразовательная организация может
применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
1.4. Школьная служба медиации осуществляет свою деятельность на
основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля
2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
с участием посредника (процедуре медиации)», а также в соответствии с
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», «Стандартами
восстановительной медиации» от 17 марта 2009 года, рекомендациями
Министерства образования и науки Российской Федерации по организации
школьных служб медиации в образовательных организациях от 18 ноября
2013 года № ВК – 54/07, распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р «Об утверждении Концепции

развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации
восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с
которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации».
2. Цели и задачи школьной службы медиации.
2.1. Целью школьной службы медиации является:
- формирование
благополучного,
гуманного
и
безопасного
пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и
подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций,
включа вступление их в конфликт с законом.
2.2. Задачами школьной службы медиации являются:
- проведение программ восстановительного подхода в разрешении
конфликтов для участников споров и противоправных ситуаций;
- обучение обучающихся и других участников образовательных
отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов и
осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование
участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии
восстановительной медиации.
3. Принципы деятельности школьной службы медиации
Деятельность школьной службы медиации основана на следующих
принципах:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное
участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное
согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре
примирения. Допускается направление сторон конфликта и их законных
представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой
стороны могут участвовать или не участвовать в процедуре медиации.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство
школьной службы медиации не разглашать полученные в процессе медиации
сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с
участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет
ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий школьной службе медиации
принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе
администрации). Нейтральность предполагает, что служба не выясняет
вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является
независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти
решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность
из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен
отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования школьной службы медиации

4.1. В состав школьной службы медиации могут входить обучающиеся
7–11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной
медиации. Обучающиеся младших классов могут участвовать в работе
службы в качестве сомедиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный
педагог, психолог или иной работник общеобразовательной организации,
прошедший обучение медиации, на которого возлагаются обязанности по
руководству школьной
службой
медиации
приказом
директора
общеобразовательной организации.
4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве
ведущих примирительных встреч (медиаторов).
5. Порядок работы школьной службы медиации
5.1. Школьная служба медиации может получать информацию о случаях
конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся,
администрации общеобразовательной организации, членов школьной
службы медиации, родителей, комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений.
5.2. Школьная служба медиации принимает решение о возможности или
невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае
самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со
сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении
информируются должностные лица общеобразовательной организации.
5.3. Процедура медиации проводится только в случае согласия
конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть
предложены психологическая помощь или другие существующие в
общеобразовательной организации формы работы. Если действия одной или
обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или
преступление, для проведения процедуры медиации также необходимо
согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, о ее проведении ставится
в известность администрация общеобразовательной организации и родители.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит
куратор школьной службы медиации.
5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой
другой
восстановительной
программы
на
основании
своих
профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации,
или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае
общеобразовательная организация может использовать иные педагогические
технологии.
5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть
материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также
в случае криминальной ситуации) куратор школьной службы медиации
принимает участие в проводимой программе.

5.8. Возможность проведения примирительных встреч рекомендуется
включить в договор об образовании между общеобразовательной
организацией и родителями обучающихся.
5.9. Школьная служба медиации самостоятельно определяет сроки и
этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.10. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут
фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном
соглашении. Данные действия, в интересах несовершеннолетнего, не
достигшего четырнадцатилетнего возраста, могут совершать только родители
(законные представители)
5.11. При необходимости школьная служба медиации передает копию
примирительного
договора
администрации
общеобразовательной
организации.
5.12. Школьная служба медиации помогает определить способ
выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном
договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении
проблем в выполнении обязательств, школьная служба медиации может
проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать
причины трудностей и пути их преодоления.
5.13. При необходимости школьная служба медиации информирует
участников примирительной программы о возможностях других
специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений
социальной сферы, психолого-педагогических центров).
5.14. Деятельность школьной службы медиации фиксируется в журналах
и отчетах, которые являются внутренними документами службы
(приложение к положению № 1 - 3).
5.15. Куратор школьной службы медиации обеспечивает мониторинг
деятельности, проведение супервизий с обучающимися-медиаторами на
соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
5.16. По согласованию с администрацией общеобразовательной
организации и руководителем службы, медиаторы могут проводить
медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам
родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если
споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с
осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,
а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений,
деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным
законом от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
5.17. При необходимости школьная служба медиации получает у сторон
разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных
данных».

6. Организация деятельности школьной службы медиации
6.1. Администрация общеобразовательной организации предоставляет
школьной службе медиации помещение для сборов и проведения процедуры
медиации,
а
также
возможность
использовать
иные
ресурсы
общеобразовательной организации (оборудование, оргтехнику, канцелярские
принадлежности, средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение школьной службы медиации может
осуществляться социально-психологическими центрами или общественными
организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по
договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица общеобразовательной организации оказывают
школьной службе медиации содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и обучающихся.
6.4. Школьная служба медиации в рамках своей компетенции
взаимодействует со всеми структурными подразделениями образовательной
организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
органами и организациями системы профилактики безнадзорности и
правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
6.5. Администрация содействует школьной службе медиации в
организации
взаимодействия
с
педагогами
общеобразовательной
организации, а также социальными службами и другими организациями.
Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в
школьную службу медиации, а также содействует освоению ими навыков
восстановительного подхода в разрешении конфликтов и криминальных
ситуаций.
6.6. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то
применение административных санкций в отношении данных участников
конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления
административных действий принимается после получения информации о
результатах работы школьной службы медиации и достигнутых
договоренностях сторон.
6.7. Администрация общеобразовательной организации поддерживает
участие куратора и медиаторов службы в собраниях ассоциации
(сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.8. Не реже, чем один раз в четверть, проводятся совещания между
администрацией и школьной службой медиации по улучшению работы
службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления
возможности участия в примирительных встречах большему числу
желающих.
6.9. Школьная служба медиации может вносить на рассмотрение
администрации
предложения
по
снижению
конфликтности
в
общеобразовательной организации.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором
общеобразовательной организации по предложению школьной службы
медиации.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам
восстановительной медиации» от 17 марта 2009 года.

Согласие на проведение медиации
Куратору
школьной службы медиации
__________________________
__________________________
(образовательная организация)

__________________________
__________________________
__________________________
тел.______________________
Согласие на проведение медиации
в школьной службе медиации
Я________________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью в и.п.)

даю согласие на проведение процедуры медиации с целью разрешения
сложившейся ситуации в отношении _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С процедурой медиации и её принципами ознакомлен/а
«____» __________20___г.
(дата)

«___» ___________20___г.

_______________
(подпись)

Куратор школьной
службы медиации _________ / __________

Примирительный договор
№________от________________
Участники медиации в лице:
Сторона А:________________________________________________________
Сторона В:_________________________________________________________
Ведущий(ие) медиации____________________________________________
приняли добровольное участие в процедуре медиации, в ходе которой
стороны обсудили сложившуюся ситуацию, состоящую в том, что _________
__________________________________________________________________
(описать причину проведения процедуры медиации, в чём состоял/о конфликт/правонарушение)

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Стороны договорились о следующем:
Сторона А _________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Сторона В _________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
С целью предотвращения повтора (эскалации) данной ситуации стороны высказали
следующее:______________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
В случае невыполнения достигнутых договорённостей / условий договора
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Подписи участников договора:
Сторона А: ________________________________________________________
Сторона В: ________________________________________________________
Специалист школьной службы медиации ______________________________

Форма журнала
школьной службе медиации
№

1.
2.
3.
…

Дата

ФИО
обратившегося
(источник)

ФИО
сторон
(сторона А,
сторона В)

Вид
конфликта

Первичная
медиация

Повторная
медиация

Соглашение
достигнуто/
не достигнуто
(П –
письменная
форма,
У – устная
форма)

ФИО
медиатора

Подписи
сторон
(А, В)

Приложение №2
к приказу от 02.09.2025г. №155-а

План работы службы школьной медиации
на 2025-2026 учебный год
Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение
количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных
технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Задачи:
1. - распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных
форм разрешения споров и конфликтов;
2. - обучение участников образовательного процесса методам урегулирования
конфликтов и осознания ответственности;
3. - организация просветительных мероприятий и информирование участников
образовательного процесса о принципах и технологии восстановительной
медиации.

№ п/п

1

3

Наименование мероприятия
Сентябрь
Заседание членов службы медиации
определение состава (педагоги и
учащиеся)
Оформление стенда ШСМ
Акция «В нашей в школе работает
ШСМ»
Создание буклета о деятельности
Школьной службы медиации
Проведение анкетирования.
Определение детей группы риска.
«Наши соседи – животные»

Цель
Спланироватьработ
у на новый учебный
год

Распространить
информацию о
работе ШСМ
Формирование
положительных
эмоций

Ответственн
ые
Руководитель
школьной
службы
медиации

Члены службы
медиации
Руководитель
школьной
службы
медиации

Октябрь

4

5

6

Проведение классных часов на тему:
«Способы разрешения конфликтных
ситуаций» 5-7 классы,
«Как научиться дружить?» 3-4
классы

Представить
возможность
подросткам
возможности
мирного
разрешения
конфликтов

Просмотр передачи «Шишкин лес»
«О дружбе» 1-2 классы
Информирование участников
образовательного процесса
(учителей, родителей, учащихся)
«Назначение и функциишкольной
службы медиации»

Распространить
информацию о
работе ШСМ

Помощь учащимся справится со
своими проблемами «Найди
бесконфликтный выход из любой
ситуации»

Формирование
положительных
эмоций у детей,
склонных к
агрессивному
поведению

Руководитель
школьной
службы
медиации

Формирование
толерантного
поведения
школьников
Формирование

Члены службы
медиации,
классные
руководители.
Члены службы

Члены службы
медиации,
классные
руководители.

Члены службы
медиации

Ноябрь
7

«Веселые переменки» (1-4 классы).

8

Веселые эстафеты в 5-11 классах

«Один за всех и все за одного»

Консультации со специалистами
других
служб примирения

коллективного
поведения

медиации,
классные
руководители.

Получение опыта
работы волонтеров
ШСМ

Руководитель
школьной
службы
медиации

Декабрь

9

«Как поступить в конфликтной
ситуации» с 5-7 классы

10

Консультирование для родителей
«Трудные и критические периоды
взросления»

Познакомить на
примерах о
возможном
поведении в
разрешении
конфликтов
Рассказать
родителям о
возрастных
особенностях детей

Руководитель
школьной
службы
медиации

Члены службы
медиации.

Январь
11

Беседа «Я и взрослый» (5-9 классы)

12

Разработка буклетов «Давайте жить
дружно»

13

Час музыки «О прекрасном через
музыку»

Обсудить с
подростками стили
бесконфликтного
поведения
Распространение
буклетов

Формирование
положительных
эмоций у детей,
склонных к
агрессивному
поведению

Руководитель
школьной
службы
медиации
Члены
школьной
службы
медиации
Руководитель
школьной
службы
медиации

Февраль
14

15

Игровой тренинг «Медиация через
письма» 5-9 классы
Беседа «Учимся прощать»
(1-4 классы)

Формирование
бесконфликтного
поведения
Обсудить
возможные
причины
конфликтов

Члены службы
медиации,
классные
руководители.
Социальный
педагог,
руководитель
школьной

службы
медиации
Март
16

Беседы с педагогами на тему:
«Основные типы конфликтов»

Беседа «Возможные конфликты – как
их избежать?» 8-11 классы

17

Тренинговое занятие «Мой выбор»
(7-8 классы)

Рассказать о типах
конфликтов

Познакомить
подростков о
способах ухода от
конфликта со
взрослыми
Приобретение
практического
опыта у подростков
бесконфликтного
поведения

Члены службы
медиации,
классные
руководители.
Члены службы
медиации,
классные
руководители.
Руководитель
школьной
службы
медиации

Апрель
18

19

Беседы с педагогами и родителями
на тему: «Сила слова»

Игровой тренинг « В поисках друга»

Обсудить
возможные выходы
из ситуаций
Приобретение
практического
опыта у подростков
бесконфликтного
поведения

Руководитель
школьной
службы
медиации
Руководитель
школьной
службы
медиации

Май

20

21

Заседание членов службы школьной
медиации. Подведение итогов за
прошедший учебный год.

Занятие-тренинг «Я люблю мир» 1-4
классы

Оценить
эффективность
деятельности
службы школьной
медиации
Приобретение
практического
опыта у подростков
бесконфликтного
поведения

Руководитель
школьной
службы
медиации
Члены
школьной
службы
медиации

В течение года
22

Проведение рабочих заседаний
состава ШСМ.

23

Проведение примирительных встреч

Анализ и
планирование
работы ШСМ

Руководитель
школьной
службы
медиации
Члены
школьной

службы
медиации

24

25

26

27

Работа на школьном сайте и стенде

Изучение литературы по
восстановительной медиации и
восстановительному правосудию .
Организация взаимодействия службы
школьной медиации со всеми
структурными подразделениями
образовательной организации: КДН,
ПДН, органами опеки и
попечительства, Совета
профилактики.
Участие в конференциях, семинарах
по профилю деятельности службы
школьной медиации, проводимых на
уровне района.

Размещение
информации о
деятельности СШМ,
рекомендаций,
буклетов
Самообразование
членов ШСМ
Проведение
профилактической
работы с
подростками,
склонными к
агрессивному
поведению
Приобретение
практического
опыта по
разрешению
конфликтов

Руководитель
школьной
службы
медиации

Администраци
я школы,
руководитель
школьной
службы
медиации
Служба
сопровождени
я Отдела
образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти