Отчёт о методической работе
МБОУ Великооктябрьская
СОШ
за 2024 – 2025 учебный год
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки,
педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса
система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
учителя.
Единая методическая тема школы на 2024 – 2025 гг.: «Совершенствование урока в
условиях реализации обновленных ФГОС»
Цель: создание условий для внедрения обновленных ФГОС, развития и
самореализации личности каждого через обновление содержания образования,
формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, интеграцию основного и
дополнительного образования.
Цель реализована через решение следующих задач:
1. Создание и совершенствование нормативного, финансового, научнометодического, кадрового, информационного, материально-технического,
мотивационного ресурсов введения ФГОС начального общего и основного
общего образования.
2. Повышение качества образования через обеспечение компетентностного,
системно-деятельностного подхода в обучении, через применение
современных
образовательных
технологий:
информационных,
индивидуального обучения, педагогических мастерских, проектной
деятельности.
3. Интеграция основного и дополнительного образования, направленная на
социализацию воспитанника.
4. Совершенствование структуры управления, системы моральных и
материальных стимулов для развития творческого потенциала и стремления к
постоянному повышению уровня квалификации педагогического коллектива.
5. Формирование культуры здоровья всех участников образовательного
процесса.
Методическая работа школы в 2024/2025 учебном году была направлена на
выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательные
программы школы и учебно- воспитательный процесс.
Учреждение располагает достаточным учебно-методическим потенциалом,
который необходим для успешной реализации учебных программ, выполнения
требований федерального государственного образовательного стандарта.
1. Принципы деятельности методической службы.
2. Научность. Принцип научности заключается в необходимости формирования
системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие
личности
педагогического
работника,
на
характер
проблемности
служит
его
мыслительной
деятельности.
3. Проблемность.
Принцип
основанием
для
теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов
действия в определенной логике.
4. Практическая
направленность. Принцип практической направленности
позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного
общества, учитывая его особенности. Здесь главное - научить решать свои
собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности,
сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных,
практических и прочих.
5. Оперативность, гибкость, мобильность. Предполагает гибкое реагирование
на все изменения, перестройку в случае необходимости методической работы.
6. Систематичность. Принцип системности характеризует наличие в сознании
педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных
связям между знаниями внутри научной теории.
7. Преемственность и непрерывность. Преемственность в общем смысле
понимается как «объективная необходимая связь между новым и старым в
процессе развития», подразумевающая «не только ликвидацию старого, но
сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что
было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение
вперед.
8. Дифференциация.
Принцип
дифференциации
позволяет
избежать
дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями,
органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
9.
Конкретность. Предусматривает учет особенностей конкретной школы,
дифференцированный подход к учителям.
Направления деятельности
- научно - методическая деятельность (изучение, апробация, внедрение научных
достижений в области педагогики и психологии);
- организационно - методическая (помощь молодым специалистам, помощь
педагогам в период подготовки к аттестации, организация работы всех структурных
подразделений МС, методическая помощь в подготовке к ЕГЭ и реализации новых
стандартов обучения);
- консультационная (организация групповых и индивидуальных консультаций для
педагогов);
- аналитическая (мониторинг потребностей, затруднений, проблем
педагогов,
связанных с профессиональной деятельностью).
На новый 2025/26 учебный год учреждение собственными штатами
укомплектовано не полностью.
Аттестацию в 2024 – 2025 учебном году проходили 4 педагога. Аттестация 6
педагогов запланирована и на 2025 – 2026 учебный год.
Курсовая подготовка педагогов:
С
целью
развития
профессиональной компетентности,
мастерства, профессиональной культуры, обновления теоретических и
практических знаний педагогов, в связи с возросшими требованиями к уровню
квалификации и необходимостью освоения современных методов решения
профессиональных задач, педагоги проходят профессиональную переподготовку на
курсах повышения квалификации. В школе действует адаптивная модель
повышения квалификации, предполагающая возможность выстраивания педагогом
индивидуальной образовательной траектории на основе накопительной системы
учета образовательных достижений.
Педагогами используются различные формы и технологии повышения
квалификации: сетевое обучение, очное, очно - заочное с дистанционной
поддержкой, обучение по индивидуальному плану.
Межкурсовая методическая поддержка педагогов школы осуществляется через
методические объединения, через семинары, конференции, консультации и др.
Диагностико-аналитическая деятельность
Диагностико-аналитическая
деятельность
осуществляется
с
целью
совершенствования непрерывного процесса диагностики труда учителя.
Данная диагностика в 2024-2025 учебном году проводилась по следующим
направлениям:
Все педагоги приняли участие в диагностике готовности перехода на ФООП и
обновлённые ФГОС НОО, ООО и СОО.
Анализ результатов ГИА-2025, составление и утверждение плана работы по
подготовке учащихся к ГИА-2026.
Анализ результатов ВПР.
Анализ методической работы за 2024-2025 учебный
год
Анализ
учебно-воспитательной
деятельности
школы.
Результаты всех диагностических работ были рассмотрены на совещаниях,
Методическом совете. По результатам диагностик приняты управленческие решения,
составлены планы работы.
Работа школьного методического объединения
Главным звеном в структуре методической службы школы является
методическое объединение учителей начальных классов и учителей – предметников
средней и старшей школы.
Заседания МО всегда тщательно готовились и продумывались. Выступления
основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные
методические обобщения.
Успешно рассматривались и решались следующие вопросы:
Обеспечение методического сопровождения реализации обновлённых ФГОС
НОО, ФГОС ООО;
Утверждение рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и
курсов по выбору.
Изучение методических рекомендаций о преподавании различных предметов в
2024-2025 учебном году в связи с введением изменений.
Использование системно – деятельностного подхода в обучении
(посещение уроков). Анализ результатов государственной итоговой
аттестации учащихся 9 и 11 классов. Работа с одарёнными детьми,
подготовка к олимпиадам, конкурсам и конференциям.
Работа со слабоуспевающими учащимися.
Активизация работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Использование на уроках ресурсов Интернета, электронных образовательных
ресурсов, использование в работе передового опыта педагогов школы, округа.
Повышение уровня самообразования и педагогической квалификации, участие
в вебинарах, конференциях, фестивалях и др. мероприятиях для педагогов
округа.
Школьное методическое объединение обеспечивало планомерную методическую
работу с учителями школы, направленную на совершенствование содержания
образования и включающую различные виды предметной и исследовательской
деятельности. Поставленные перед коллективом задачи решались через
совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой
работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний,
развитие их способностей и природных задатков, ознакомление учителей с новой
методической литературой.
Методическая работа школы строилась на основе годового плана.
План работы методического совета на 2024-2025учебный год
Сентябрь
1. Изучение рабочих программ учителей, календарно-тематического
планирования.
2. Утверждение планов работы методического совета, ШПО.
3. Знакомство с нормативными документами об олимпиаде школьников,
обсуждение графика проведения школьного этапа всероссийской олимпиады
школьников.
Октябрь
1. Анализ обеспечения учебниками.
2. Утверждение плана проведения классно-обобщающего контроля в 5-х
классах.
Декабрь
1. Обсуждение плана проведения единого методического дня по теме:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и
литературы, математики в 4-х, 6-х, 9-х классах, реализующих обновленные ФГОС
ООО».
2. Обсуждение плана подготовки и проведения педагогического совета.
Февраль
1. Анализ методической работы в 1 полугодии.
2. Семинар-совещание по теме: «Система работы по подготовке к ОГЭ и
ЕГЭ на уроках русского языка и математики в 9-х и 11-м классах».
3. Анализ подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, согласование списков сдачи экзаменов
по выбору.
Март
1. Обсуждение плана проведения калейдоскопа методических идей.
3. Обсуждение графиков прохождения промежуточной аттестации
во 2-8-х и 10 классах.
Май
1. Отчеты о работе руководителей ШПО.
2. Анализ работы методического совета.
3.
Планирование работы на 2025-2026 учебный год.
Вывод: вся деятельность методического совета способствовала росту
педагогического мастерства учителя, повышению качества образовательного
процесса. Следует отметить разнообразные формы проведения МС, важность
рассматриваемых вопросов, включение в работу МС творчески работающих
педагогов.
Очевидна
положительная
динамика
роста
методического
и
профессионального мастерства учителей, о чем свидетельствуют следующие факты:
активизировалась работа большинства педагогов школы по обобщению и
распространению педагогического опыта, возросло желание поделиться
педагогическими и методическими находками;
повысился профессиональный уровень учительского коллектива;
учителя совершенствуют навык самоанализа своей профессиональной
деятельности; пополняются методические копилки учителей.
План работы методического совета за 2024-2025 учебный год выполнен.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе
педагогического коллектива имеются недостатки: анализ состояния методической
работы в школе выявил, что в школе имеются внутренние резервы для повышения
результативности педагогического труда, которые заключаются в целенаправленном
использовании инициативы и творческого потенциала сотрудников, во внедрении
инноваций, в стиле и методах управления.
Основными проблемами, мешающими более эффективной, результативной
работе педагогического коллектива, являются:
недостаточный уровень творческой инициативы, нежелание заниматься
инновационной деятельностью;
не все учителя готовы к переоценке своих профессиональных и
личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень,
обеспечивающий качество образования.
Нежелание принимать участие в очных и заочных конкурсах
профессионального мастерства.
Рекомендации:
1. Продолжить совершенствовать работу по использованию в образовательном
процессе современных методов обучения, современных образовательных
технологий для получения наилучших результатов в педагогической и
ученической работе.
2. Продолжить работу о совершенствованию педагогического мастерства
педагогов, развитие мотивации деятельности педагогического коллектива.
Обеспечивать рост профессиональной компетентности учителя в едином
образовательном пространстве школы.
3. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности
кадров, обеспечивающих высокий уровень базового и повышенного уровня
программного материала учащимися школы на всех уровнях обучения.
4. Продолжить работу по переходу на обновлённые ФГОС и реализации ФООП.
5. Осуществлятьмониторинг процесса и результата профессиональной
деятельности педагогов.
6. Продолжить работу с одарёнными детьми с целью развития их творческих
и интеллектуальных способностей.