Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Великооктябрьская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО
На Педагогическом совете МБОУ
Великооктябрьская СОШ
Протокол № 1 от 28.08.2024 г.
Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей и молодежи
1.
Общие положения
Настоящее Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов
у детей и молодежи МБОУ Великооктябрьской СОШ (далее — Образовательная организация)
определяет содержание работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на школьном
и муниципальном уровнях; определение школьной и муниципальной системы образования как
образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка
(одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации,
формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также
созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в
предметных областях, спорте, творчестве и разных сферах жизнедеятельности. Работа с
одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
Актуальность данного положения заключается в необходимости государственной
поддержки прав одаренных детей и талантливой молодежи на полноценное развитие и
реализацию своей одаренности.
Цель - создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование
системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях системы
образования, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося
потенциала детей посредством объединения усилий педагогов, родителей, образовательных
организаций, учреждений дополнительного образования, творческой общественности.
Задачи:
выявление одаренных детей с использованием различных
диагностик, определение типов одаренности учащихся;
составление индивидуальных маршрутов одаренных учащихся;
работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
использование на уроках дифференциации на основе
индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;
повышение квалификации уровня профессионального мастерства педагогов по
вопросам работы с одаренными детьми, популяризация и распространение передового
педагогического опыта;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.1. Нормативно-правовая база:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012
года (с изменениями);
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федераций»;
3.
Национальный проект «Образование» (Федеральный проект «Успех каждого ребенка»);
4.
Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
5.
Постановление правительства Российской Федерации Об утверждении правил выявления детей
и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» от
19.10.1923 № 1738;
6.
Приказ Министерства Просвещения «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их
уровней» (обновляется ежегодно);
1.2. Участники системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
1.2.1. Отдел образования Администрации Фировского муниципального округа;
1.2.2.
1.2.3.
1.2.4.
1.2.5.
1.2.6.
1.2.7.
1.2.8.
1.2.9.
1.2.10.
Социальные партнеры;
Руководство МБОУ Великооктябрьской СОШ
Руководители школьных методических объединений;
Учителя;
Классные руководители;
Руководители кружков и секций;
Заведующий библиотекой;
Родители (законные представители) обучающихся;
Обучающиеся.
2. Система деятельности по организации работы с одаренными
детьми и талантливой молодежью
2.1. Система работы структурирована следующим образом:
2.1.1. Выявление одаренных и талантливых детей:
выявление одаренных детей с использованием различных форм диагностики потенциальных
возможностей детей; анализ особых успехов и достижений ученика;
осуществление сетевого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи.
2.1.2. Помощь одаренным обучающимся в самореализации их способностей:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуализацию и
дифференциацию обучение и воспитание; включение в учебный план образовательного учреждения
углубленного изучения отдельных предметов школьной программы;
осуществление психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи;
формирование ситуации успеха на занятиях по внеурочной деятельности
активное включение в деятельность Российского движения детей и молодежи
участие в мероприятиях большая перемена
профильные смены различной направленности
конкурсы профессионального самоопределения
проведение школьных конкурсов, предметных недель, соревнований, олимпиад
проведение диагностики функциональной грамотности
проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
участие в муниципальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, общественными
организациями, в том числе детскими
популяризация учреждений дополнительного образования;
организация научно-исследовательской и проектной деятельности;
организация и участие обучающихся в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,
предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
организация самоподготовки, работы с Интернет-ресурсами, научной литературой;
Взаимодействие с учреждениями среднего и высшего образования.
2.1.3. Мониторинги оценивания результатов работы с одаренными детьми:
Учет участников школьного, муниципального, регионального и общероссийского этапов
Всероссийской олимпиады школьников;
Учет других, в том числе дистанционных интернет олимпиад, для оценки успешности усвоения
обучающимися учебного курса (мониторинг по образовательным учреждениям, классам, параллелям,
индивидуальный мониторинг);
Учет участников региональных и всероссийских конкурсов, входящих в перечень значимых
мероприятий по выявлению поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
Учет охвата обучающихся дополнительным образованием;
Учет осуществления сетевого взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей и молодежи два раза в год: в октябре и марте.
Учет интеллектуальных, предметных и творческих конкурсов; конференция учебноисследовательских работ учащихся;
Анализ психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи;
Проведение анализа с помощью индикаторов внешней и внутренней системы оценки качества
образования.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации - способностей одаренных
учащихся.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя.
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
3.1 .Поощрение одаренных детей:
Публикации в СМИ / на школьном сайте / паблике ВК, Одноклассники;
Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, благодарностями по
итогам конкурсов и соревнований;
Участие в городских мероприятиях для одаренных детей.
3.2. Работа с родителями одаренных детей:
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей в Образовательной организации и на
уровне муниципалитета.
3.3. Работа с педагогами:
Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;
Содействие обмену опытом учебной работы между педагогами;
Повышение профессионального мастерства через курсовую
аттестацию; - Разработка учителями индивидуальной программы по
творческого потенциала талантливого ученика.
подготовку и
развитию
4. Основные направления организации работы по выявлению и сопровождению
одаренных и мотивированных детей.
4.1.
Развитие и совершенствование организационно-управленческих механизмов в системе
образования:
выявление одаренных детей, осуществляется посредством проведения олимпиад и иных
интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие
интеллектуальных, физических творческих способностей, интереса к научной (научноисследовательской), инженерно- технической, изобретательской, творческой, физкультурноспортивной деятельности, социальной активности, а также на пропаганду научных знаний, творческих
и спортивных достижений (далее — мероприятия).
учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных
достижений детей;
4.2.
Развитие и совершенствование методической базы Образовательной организации, включая
внедрение современных технологий обучения и воспитания, создающих условия для выявления и
развития задатков и способностей учащихся;
4.3. Подготовка педагогических и управленческих кадров, включая:
стимулирование педагогических работников к эффективной работе по выявлению и
развитию задатков и способностей учащихсяобеспечение условий для повышения квалификации
педагогических работников и
стимулирование роста их профессионального мастерства.
3.4. Развитие и совершенствование системы мероприятий:
повышение качества, методического и организационного обеспечения, доступности и
прозрачности мероприятий;
• участие в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных мероприятиях;
развитие форм поддержки победителей и призеров мероприятий, подготовивших их педагогов
и учреждений.
3.5.
Поддержка и сопровождение одаренных и мотивированных детей, являющихся победителями и
призерами мероприятий, осуществляется в следующих формах:
обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их
познавательных интересов, в том числе по возможности тъюторской и (или) тренерской поддержки;
профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к
трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным
на рынке труда;
психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными
нормативными актами Образовательной организации.
3.6.
Показатели результативности работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
Наличие индивидуальных программ по работе с одаренными детьми и талантливой
молодежью;
Участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах,
дистанционных конкурсах и олимпиадах;
Принятие мер, направленных на развитие дополнительного образования в Образовательной
организации, на основе учета потребностей обучающихся и возможностей образовательной
организации;
Реализация мер, направленных на стимулирование и поощрение способных и талантливых
детей и молодежи;
Реализация мер, направленных на увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями по
выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов в соответствии с их потребностями;
Проведение мероприятий по поддержке участия школьников в профильных сменах,
предметных школах и т.п.;
Реализация мер, направленных на развитие способностей у обучающихся в классах с
углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах;
Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей у обучающихся с особыми
образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья;
Проведение мероприятий, направленных на поддержку участия команд, творческих детских
коллективов в региональных и федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.;
Проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
5. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
обучающимися на уровне Образовательной организации.
5.1.
Функции директора Образовательной организации:
5.1.1. Планирование в годовом плане работы Образовательной организации отдельного раздела по
работе с одаренными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса.
5.1.2. Стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными учащимися, а также
имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
5.2.
Функции заместителей директора по УВР и ВР:
5.2.1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного
положения.
5.2.2. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
5.2.3. Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми. Помощь в разработке
индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
5.2.5. Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей.
5.2.6. Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
5.2.8. Определение критериев эффективности работы.
5.3.1.
5.3.2.
5.3.3.
5.3.4.
5.3.
Функции руководителей ШМО:
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
Оформление материалов по работе с одаренными детьми.
Руководство подготовкой отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.
5.4.
Функции учителей:
5.4.1. Выявление одаренных детей по своим предметам.
5.4.2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
5.4.3. Организация индивидуальной работы с одаренными учащимися.
5.4.4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и
районного уровня.
5.4.5. Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на
общешкольной конференции.
5.4.6. Представуление своего опыта работы с одаренными детьми.
5.4.7. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
5.4.8. Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по
предмету.
5.5.
Функции классных руководителей:
5.5.1. Выявление детей с творческой одаренностью.
5.5.2. Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми
класса своих способностей.
5.7.1.
5.7.2.
5.7.3.
5.7.4.
5.7.5.
5.7.6.
5.7.7.
5.6. Функции педагога-психолога:
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (консультации по запросу);
Работа с педагогами (консультации, тренинги, просветительская работа);
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
Разработка мониторинговых программ результативности работы с одаренными учащимися.
6. Заключительные положения
6.1.
Настоящее Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи является локальным нормативным актом.
6.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3.
Положение о системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
6.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
7.
Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
обучающимися на школьном уровне.
1.
Подготовка, организация и проведение школьных мероприятий конкурсной и
презентационной направленности:
организация и проведение предметных олимпиад, спортивных соревнований, конкурсов
творческой направленности, выставок детского творчества;
организация и проведение конференций, смотров, форумов для демонстрации достижений
одаренных детей;
2.
Инновационная педагогическая деятельность в области образования одаренных детей:
разработка и реализация инновационных проектов, программ;
-работа с одаренными детьми школы;
внедрение диагностических, методических, педагогических материалов для работы с
одаренными детьми.
3.
Повышение компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми:
обучение педагогов по тематике работы с одаренными детьми;
формирование рабочей группы для совершенствования системы работы с одаренными
детьми и талантливой молодежью;
4.
Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми, планирование.
формирование дорожной карты по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
разработка годового плана работы по работе с одаренными детьми и талантливой
молодежью.
Издательская деятельность:
подготовка, написание и публикация материалов по теме в средствах массовой информации,
включая социальные сети / сайт ОУ.
5.