Базовый План профориентационной работы

План
профориентационной деятельности МБОУ Великооктябрьская СОШ
С 1 сентября 2023 г. в школах Российской Федерации внедряется
единая модель профориентационной деятельности, получившая название
«Профориентационный минимум» (Профминимум).
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся,
которая

реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах

деятельности
2. Нормативная база и информационные материалы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01. 03. 2020 г.).
2. Федеральный закон от 31. 07. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ № Пр-328
п.1 от 23. 02. 2018 г., № Пр-2182 от 20. 12. 2020 г.».
3.

Концепция

преподавания

предметной

области

«Технология»

в

образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена протоколом заседания коллегии
Минпросвещения РФ от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн.).
4.

Концепция

развития

системы

сопровождения

профессионального

самоопределения обучающихся в системе образования Орловской области на
2022–2025 годы (утверждена приказом Департамента образования Орловской
области от 25. 07. 2022 г. № 1125 «О внесении изменений в некоторые приказы
Департамента образования Орловской области».
5. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской
Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при
Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта
2021 года № 51). профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021
года № 51).

6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года».
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
9. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 года № 366-р (ред. от 23
ноября 2017 года) «Об утверждении плана мероприятий, направленных на
популяризацию рабочих и инженерных профессий».
– Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01. 06. 2023 г.
№ АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
(Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума
для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные

программы

основного

общего

и

среднего

общего

образования).
– Приказ Департамента образования Орловской области от 15. 06. 2023 г. «О
подготовке и реализации профориентационного минимума в образовательных
организациях Орловской области в 2023–2024 учебном году.
Цель:

ранняя профориентационная помощь каждому учащемуся 6–

11-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья,
активизация

профессионального

самоопределения

обучающихся

и

формирование у них основ карьерной грамотности, обеспечение социальных
гарантий в сфере свободного выбора профессии с учетом потребностей
региональной экономики, формы занятости и путей самореализации личности в
условиях рыночных отношений.
Задачи базового уровня:
- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
-

развитие

представлений

обучающихся

о

современном

разнообразии

профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее
специфики, возможностях профессионального образования;

- информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на
рынке труда специалистов;
- развитие мотивации обучающихся к профессиональному самоопределению;
- диагностика склонностей обучающихся к профессиональным направлениям.
- достижения
интересами

сбалансированности

человека,

его

между

профессиональными

психофизиологическими

особенностями

и

возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере
трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности, как
важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным
статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового
образа жизни и достойного благосостояния.
Задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
1. Расширение представления обучающихся о современном рынке профессий.
2. Формирование умения соотносить свои интересы и способности с
требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3.

Формирование

положительного

отношения

к

себе,

осознание

своей

индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Согласно обеспеченности школы необходимыми ресурсами, в МБОУ
Великооктябрьская СОШ уровень реализации профминимума -

базовый,

содержащий 40 академических часов
Содержание базового уровня профминимума включает в себя 3 основных
направления деятельности:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность: курс занятий «Россия - мои горизонты»;
- взаимодействие с родителями
А также включает в себя воспитательную работа в сфере профориентации, и
использование ресурсов дополнительного образования ОО и социальных
партнеров.

Направление «Урочная деятельность» подразумевает встраивание в уроки
общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
Например:
В рамках предмета «Химия» посвящение одного или нескольких уроков
или части урока практическому применению химических законов в работе
предприятий,

знакомство

с

профессиями

в

химической

отрасли

(Профессиональные пробы)
В

рамках

применению

уроков

«Биология»

полученных

знаний.

посвящение
Тема:

уроков

«Строение

практическому

и

многообразие

покрытосеменных растений», «Классификация растений» 6 класс,

раскрывая

значение растений в жизни человека знакомство школьников с профессиями
фармацевта и фитодизайнера.
В рамках уроков «География» тема:

«Атмосфера» показ элементов

практического применении знаний, профессиональные пробы: Сейсмолог, Геолог
и т.д.
Направление

«Внеурочная

деятельность»,

реализуется

в

МБОУ

Великооктябрьская СОШ через курс занятий «Россия - мои горизонты»
(еженедельно, по четвергам), согласно программе и материалам, публикуемым в
разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее».
Занятия внесены в расписание уроков и проводятся в рамках внеурочной
деятельности. (34 учебных недели в учебном году = 34 занятия «Россия - мои
горизонты»).
В рамках занятий
моделирующие

намечены профориентационные уроки, диагностики,

профессиональные

пробы

активности, при этом часть занятий

и

другие

профориентационные

содержат вариативные модули для

обеспечения возможности включения в курс регионального компонента.
Занятия

«Россия

-

мои

горизонты»

проводятся

во

всех

6-11 классах вне зависимости от того, охвачены ли эти классы мероприятиями
Профминимума. Программа и материалы занятий
платформы проекта «Билет в будущее».

в разделе «Профминимум»

Направление

«Взаимодействие

с

родителями

или

законными

представителями» предполагает обеспечение участия родителей обучающихся в
двух Всероссийских родительских собраниях по профориентации, проводимые
Фондом Гуманитарных Проектов, при поддержке Минпросвещения России в
сентябре и феврале наступающего учебного года.
Классные руководители на платформе проекта «Билет в будущее»
организуют

работу с родителями обучающихся в рамках профессиональной

ориентации школьников, согласно методическими рекомендации.
В 8-11 классах

запланированы

в ноябре

внутренние родительские

собрания, используя материалы Всероссийских собраний.
Планирование профориентационной работы в контексте взаимосвязи
с воспитательной работой
Наиболее важным обновлением, связанным с разработкой и реализацией
Рабочей

программы

воспитания

ОО,

является

введение

Федеральных

образовательных программ (ФОП) основного общего и среднего общего
образования.
ФОП

закрепляет

основные

(инвариантные

модули)

и

среди

них

обязательным модулем указана «Профориентация».
Профориентационная работа может реализовываться в различных формах.
Реализация профильного обучения с углубленным изучением учебных
предметов, уроки/занятие по профориентации «Россия — мои горизонты».
Экскурсии, массовые мероприятия, использование ресурсов платформы
«Билет в будущее», на основе дополнительного образования детей (кружки,
секции, факультативы), взаимодействие с родителями.
Проведение

циклов

профориентационных

часов,

направленных

на

подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;

профориентационные игры (игры-симуляции,

деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах
выбора

профессий,

особенностях,

условиях

разной

профессиональной

деятельности.
Экскурсии

на

предприятия,

в

организации,

дающие

начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы;
Посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней
открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
Совместно с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
Участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
Индивидуальное

консультирование

психологом

обучающихся

и

их

родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
Освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности,
дополнительного образования.
Разработанном

плане

рабочей

программы

воспитания

(модуль

«Профориентация») задействованы учителя, классные руководители родители,
специалисты центра занятости Фировского района, выпускники школы.
Профориентация школьников в образовательной организации реализуется,
в том числе, с использованием общедоступного сегмента платформы проекта
«Билет в будущее» (bvbinfo.ru), а также электронных образовательных ресурсов и
ресурсов

системы

дополнительного

образования

детей,

образовательных

организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и
организаций среднего профессионального и высшего образования субъекта
Российской Федерации.
Организация школьных секций, кружков, иное для удовлетворения
образовательных потребностей

Посещение занятий в рамках ДО с учётом склонностей и образовательных
потребностей в иных организациях
В базовом уровне Профминимума предполагается нагрузка в 40 часов в
учебный год: урочная деятельность - не менее 4 часов, взаимодействие
с родителями - не менее 2 часов, занятия «Россия - мои горизонты» - 34 часа.
Организация профориентационной работы детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
Профориентационный минимум предусматривает создание специальных
условий для участия отдельных групп и категорий обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью.
МБОУ Великооктябрьская СОШ

реализующая,

как основные, так и

адаптированные основные образовательные программы основного общего
образования,

также адаптированные основные образовательные программы

общего образования обучающихся с детьми ОВЗ и детьми –инвалидами,
предусматривает отдельные направления профориентационной работы с учётом
рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальной
программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также на основе
организации межведомственного взаимодействия. Для более эффективного
осуществления профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и
инвалидностью ОО привлекает базовые профессиональные образовательные
организации, обеспечивающие поддержку функционирования муниципальной
системы инклюзивного профессионального образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью.
Ресурсы данных организаций позволяют организовывать и осуществлять
мероприятия

по

профессиональному

выбору

с

учетом

специфических

особенностей развития и возможностей этих категорий обучающихся.
Участие в мероприятиях по профессиональному выбору обучающихся
с ОВЗ и инвалидностью возможно как совместно с обучающимися без ОВЗ, если
это не создает трудностей при проведении мероприятий, так и отдельно.
Мониторинг реализации Профминимума будет проводиться

2 раза за учебный год - в декабре и в мае.
Мониторинг о реализации профминимума

школы будет содержать

информацию о школе, установленный уровень реализации Профминимума,
информацию

о

выполнении

мероприятий

по

подготовке

к

реализации

Профминимума, и планируемые численность обучающихся и количество классов,
задействованных в Профминимуме, информация о поступлении выпускников в
профессиональные и высшие учебные заведения.
План внеурочной деятельности по направлениям.
Направление «Урочная деятельность»
Предмет,
тема
урока,
цель Класс
профориентационной работы
География
Тема урока
Цель
профориентационной
работы
«Атмосфера»
Формирование
6
представления
школьников
о профессиональной
деятельности
далее
(Профессиональные
пробы)
метеоролог
и
климатолог,
прогнозирование
погодных условий,

Дата
проведения

«Китай»

Формирование знаний 7
о
культуре
и
традициях
Китая,
«Как подготовиться к
поездке в зарубежную
страну,
Профессиональные
пробы:
экскурсовод

По учебному Учитель
плану
географии

Профессиональные
8
пробы:
картограф,
геолог,
геоморфолог.
«Металлургическа Профессиональные
9
я промышленность пробы:
России»
машинист
крана

По учебному Учитель
плану
географии

«Природа России»

Ответственные

По учебному Учитель
плану
географии
По учебному
плану

По учебному Учитель
плану
географии

металлургического
производства,
электрогазосварщик,
горновой.
Профессиональные
10 -11
пробы:
Экскурсовод,
Учитель иностранных
языков

«Зарубежная
Европа»

Химия
Тема урока
«Периодическая
система
Менделеева Д.И. ,
знаки химических
элементов»
«Металлы
сплавы»

«Углероды и
природные
источники»

и

их

«Химия и жизнь»
Биология
Тема урока

Цель
профориентационной
работы
Профессиональные
пробы
Ювелир,
химиктехнолог, биохимик,
судмедэксперт, химиккосметолог
Профессиональные
пробы
термист,
литейщик,
гальваник, сварщик,
литейщик
Профессиональные
пробы:
геолог-нефтяник,
оператор
нефтепереработки,
бурильщик,
трубопроводчик,
лаборант химического
анализа
Профессиональные
пробы:
провизор . лаборант

По учебному Учитель
плану
географии

По учебному Учитель химии
плану
8

По учебному Учитель химии
плану

9

Учитель химии

10

По учебному Учитель химии
плану

11

Учитель химии

Цель
профориентационной
работы
«Растение»
Знакомство с красной 6
книгой.
Профессиональные
пробы
Ботаник,
эколог,
ландшафтный
дизайнер,
селекционер
«Влияние человека Формирование
7
на
численность знаний у школьников
животных. Охрана о
влиянии
животного мира
хозяйственной

По учебному Учитель
плану
биологии
По учебному Учитель
плану
биологии

По учебному Учитель
плану
биологии

“Поведение
психика”

«Растительные
сообщества
«Вирусы,
внеклеточная
форма жизни»
Физика
«Сообщающиеся
сосуды»

«Соединение
проводников»

Явление

деятельности
человека
на
окружающую среду,
познакомить
со
специальностями
природоохранной
деятельности:
Профессиональные
пробы:
эколог,
орнитолог,
ихтиолог, энтомолог,
герпетолог,
общественный
деятель.
и Определение
8
интересов,
склонностей
и
способностей,
проведение
самоанализа
и
самодиагностики.
Знакомство
с
профессией
психолога и
основными методами
и
приемами
его
работы.
Профессиональные
9
пробы:
Селекционер растений
и животных, генетик.
Профессиональные
10-11
пробы:
вирусолог,
врач,
Формирование знаний 7
о системе мелиорации
и
строении
водопровода
Профессиональные
пробы:
мелиоратор,
сантехник
Изучение принципов 8
работы электрических
цепей.
Профессиональные
пробы:
электромонтер,
электрогазосварщик,
автомеханик
Формирование знаний 9-11

По учебному Учитель
плану
биологии

По учебному Учитель
плану
биологии
По учебному Учитель
плану
биологии
По учебному Учитель физики
плану

По учебному Учитель физики
плану

По учебному Учитель физики

электромагнитной
индукции

и навыков работы с
радиотехникой
Профессиональные
пробы:
радиоинженер,
программист
«Принцип
Формирование знаний 10
действие тепловых о работе двигателей
двигателей,
их автомобилей
КПД»
Профессиональные
пробы:
водитель,
автослесарь, механик
Математика
«Наглядные
Профессиональные
8-9
представления
пробы:
статистической
логист, экономист,
информации»
статистик
«Площади,
Профессиональные
8-9
площади
пробы:
многоугольников» ландшафтный
дизайнер, егерь,
криминалист.
«Элементы
Компьютерное
10-11
вероятности
и моделирование
комбинаторики»
Профессиональные
пробы:
специалист
по
интеллектуальной
обработке
данных,
разработчик
математических
и
компьютерных
моделей
Технология
В рамках
Уроки
учебного
профориентационной 6-9
предмета
направленности в
«Технология»
рамках
Направление «Внеурочная деятельность»
Класс
Название курса
«Россия - мои горизонты»

6-11

В рамках курса «Социальный проект»

10

Направление «Работа с родителями»
Мероприятия с родителями

Класс

плану

По учебному Учитель физики
плану

По учебному Учитель
плану
математики
По учебному Учитель
плану
математики

По учебному Учитель
плану
математики

В течение
учебного
года

Учитель
технологии

Дата
проведения
Еженедельно
(Четверг)
Еженедельно
по
расписанию.

Ответственные

Дата
проведения

Ответственные

Классные
руководители
Учителяпредметники

Проведение родительского собрания
(Онлайн или офлайн)

6-11

Сентябрь

Проведение родительского собрания
(Онлайн или офлайн)

6-11

Февраль

Проведение родительского собрания
9, 11
«Экзамены по выбору, согласно выбранной
профессии»

Воспитательная работа (модуль «Профориентация)
Название мероприятий
классы
Экскурсии на предприятия и в
организации Фировского района

9-11

Часы общения, беседы, круглые столы, 8-11
классные часы, например: «Формула
профессии»;
«Изучение
личностных
особенностей и способностей учащихся».
Конкурсы
сочинений,
рисунков,
проектов,
выставки,
фотоконкурсы,
например: «В мире профессий»; «Моё
профессиональное
будущее»;
«Радуга
профессий, Радуга профессий».
Кейс технологии (кейс метод): «Выбор
профессии», «Хочу – могу - надо»;
«Профессионализм. Что это?».
Деловые,
квест-игры,
игровые
программы, например: «Кем быть?»; «Все
профессии важны»; «Путешествие в мир
профессий», «Трудный выбор» и т.д.
Психологические тренинги, например:
«Моя профессиональная направленность»;
«В мире профессий»; «Профессиональная
пригодность и выбор профессии» и т.д.
Диагностика « Профессия для меня »
Диагностика
интересов,
склонностей,
способностей
учащихся
к
выбору
профессий интернет площадка «Билет в 9, 11
будущее»
Встречи и беседы по профориентации с 9-11
представителями
разных
учебных
заведений в МБОУ Великооктябрьская
СОШ:

Ноябрь

Сроки
исполнения
В течение
учебного
года

Руководство
школы
Классные
руководители
Руководство
школы
Классные
руководители
Зам директора по
УВР
Классные
руководители
выпускных
классов
Ответственные
Руководство
школы
Классные
руководители

Заместитель
В
течение директора по ВР
учебного
Классный
года
руководители
Учитель
технологии
Педагог-психолог
Социальный
педагог

октябрь

январь

Психолог
Социальный
педагог
Классные
руководители
Классные
руководители
Заместитель
директора
по

-групповые
и
индивидуальные
консультации с учащимися выпускных
классов представителями вузов;
-встречи
с
представителями
профессиональных
образовательных
организаций
«Мир профессий» просмотр презентаций, 10-11
диагностика («Билет в будущее»)
Конкурсы профориентационной
направленности (в т. ч. в рамках РДДМ,
Юнармии)
Реализации проектов «Россия — страна
возможностей» и др.
Дни
открытых дверей в высших и
средних специальных учебных заведениях
и вузах

УВР

январь

Классные
руководители
Психолог
Советник
директора
по
работе
с
детскими
организациями
Классные
руководители,
Родители

В течение
учебного
года

9,11

По графику

Встречи
со
специалистами
службы 8-11
занятости
«Наиболее
востребованные
профессии в Фировском районе. Вакансии»

По графику

Индивидуальные
консультации 9,11
родителей:
«Профессиональное
самоопределение вашего ребёнка»; «Как
помочь
своему ребенку в выборе
профессии» и т. д.

По
требованию

Индивидуальные консультации учащихся 9,11
школьным психологом и учителями,
реализующими
профессиональные
программы;

По
требованию

Использование форм временной занятости 8-11
учащихся, в том числе посредством
включения их в работу добровольческих
организаций, реализацию волонтерских и
социокультурных проектов

По
требованию

Семинары
с
родителями, 9,11
родительские
собрания,
родительский
всеобуч: «Работа с сайтами учебных
заведений»;
«Куда
пойти
учиться»;
«Перспективы профессии и ориентация
учащихся»; «Роль семьи в правильном
профессиональном самоопределении» и т.д.

Очном
заочном
формате

Профессиональное обучение по
программе дополнительного образования по
специальности швея
Профессиональное обучение по

По графику
По графику

Зам.директора по
ВР
Классные
руководители
Педагогпсихолог,
Классные
руководители

Педагог-психолог
Классные
руководители
Классные
руководители
Зам. директора по
ВР

и Классные
руководители
Руководство
школы

Руководитель
дополнительного
образования
Руководитель

программе дополнительного образования по
специальности тракторист
Информационное сопровождение
Размещение
на
сайте 6-11
образовательной организации информационных и методических материалов по
внедрению
Профориентационного
минимума
Информирование родительской
общественности о введении
1-11
Профориентационного минимума

дополнительного
образования
В течение
года

Ответственный за
ведение сайта и
группы
школы
ВК.

В течение
года

Ответственный
по организации
профориентационной работы

Заместитель директора по ВР

Л.Г. Осипова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».