Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Великооктчбрьская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
Е.С. Мириуца
приказ № от__ ____2022года
№____
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
1.Общие положения
1.1 Наставничество - разновидность индивидуальной методической работы с
педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, назначенными
на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
преподавания и воспитания, имеющий стабильные показатели в работе, способность
и готовность делиться своим опытом, обладающий коммуникативными навыками и
гибкостью в общении.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, имеющий
теоретические знания в области предметной специализации и методики обучения по
программе высшего или среднего специального педагогического учебного заведения,
проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих
профессиональных навыков и умений.
1.2 Наставничество устанавливается на срок не менее одного года и проводится в
соответствии с планом (приложение к настоящему Положению - примерный план
работы педагога - наставника с молодым специалистом).
1.3 Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен. Наставник может вести не более трех молодых
специалистов.
1.4 Организация работы наставников и осуществление контроля их
деятельности возлагается на заместителя руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе.
1.5 Правовой основой института наставничества в образовательном
учреждении являются нормативные документы Министерства образования и
науки РФ, Министерства образования Тверской области, органа местного
самоуправления муниципального района или городского округа в сфере
образования,
локальные
акты
образовательного
учреждения,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и
специалистов образовательных учреждений и настоящее Положение.
1.6 Информационная, методическая поддержка работы наставников
осуществляется методическим советом МБОУ Великооктябрьская СОШ через
организацию и проведение методических дней, семинаров и иных мероприятий по
данной тематике.
1.7 Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего
использования педагогами образовательного учреждения, принимающего
участие в реализации системы наставничества.
II.
Цель из задачи наставничества
2.1 Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам
образовательного учреждения в их профессиональном становлении, а также
формирование стабильного, высококвалифицированного коллектива.
2.2 Основными задачами наставничества являются:
-
оказание помощи в адаптации молодых специалистов в образовательном
учреждении;
-
поддержание
у
молодых
специалистов
интереса
к
педагогической
деятельности;
-
формирование индивидуального стиля творческой деятельности молодого
специалиста;
-
развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к
выполнению своих профессиональных обязанностей;
-
воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического
коллектива образовательного учреждения.
-
III.Функции наставника
-
3 .1 В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет
следующие функции:
организационные
организация ознакомления молодого специалиста с образовательным
учреждением и его нормативно-правовой базой;
-
содействие в создании необходимых условий для работы
молодого специалиста.
информационные
обеспечение молодых специалистов необходимой информацией об основных
направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе
по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.
методические
разработка совместно с молодым специалистом плана его саморазвития
(или индивидуальная программа его самообразования) с учетом педагогической,
методической и профессиональной подготовки;
оказание молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении
избранной профессией, практическими приемами и навыками ведения учебных
занятий и учебной документации;
-
подведение итогов профессиональной адаптации молодого специалиста
по истечении срока наставничества.
-
IV. Права наставника
4.1 Наставник имеет право:
ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о
создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего
подопечного;
-
-
посещать занятия молодого специалиста;
-
изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;
с согласия непосредственного руководителя привлекать для дополнительного
обучения молодого специалиста других сотрудников образовательного учреждения;
-
вносить предложения о поощрении молодого специалиста или применении в
отношении него мер воспитательного или дисциплинарного воздействия;
-
выходить с ходатайством о прекращении стажировки молодого специалиста по
причинам личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с
молодым специалистом) или выхода молодого специалиста на требуемые
стабильные показатели;
-
-
на ежемесячную доплату за осуществление наставничества.
V. Права и обязанности молодого специалиста
5.1 Молодой специалист обязан:
-
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность;
-
изучать структуру и особенности деятельности образовательного учреждения,
его традиции;
выполнять в установленные сроки программу своего профессионального
саморазвития (или индивидуальную программу своего самообразования);
постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности, перенимать
передовые методы и формы работы;
-
-
выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником,
-
предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и в
письменной форме.
Молодой специалист имеет право:
- ходатайствовать перед руководством образовательной организации о прекращении
стажировки при безуспешных попытках установления личного контакта с
наставником;
- вносить на рассмотрение руководства образовательного учреждения предложения
по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
VI. Документация
6.1 Индивидуальный план работы наставника
6.2
Индивидуальная программа профессионального саморазвития молодого
специалиста или индивидуальная программа его самообразования.
Приложение 1
План работы педагога-наставника с молодым специалистом на учебный год
Содержание
Назначение наставника
Сроки Форма работы
Ответственные
октябрь
Совещание при Зам. директора по
УВР
директоре
Утверждение
индивидуальных
Заседание
планов работы наставников и октябрь методических
молодых специалистов
объединений
1
«
Расскажи
о
себе»
(определение круга вопросов,
интересов, проблем в работе)
октябрь
2. Правила
оформления
школьной
документации,
классных журналов (порядок
консультации
выставления оценок по итогам
четверти; цифровые отчеты по
итогам четверти).
Работа
3. Помощь
в
составлении
наставника и
календарно-тематического
молодого
планирования.
Составление
специалиста.
графика
посещений
уроков
молодого специалиста.
ноябрь Работа
наставника и
1. Методы и организационные
молодого
формы
обучения.
специалиста.
Рациональное
применение
методов обучения.
Г рупповая
2. Работа
с
родителями
(содержание, формы и методы
работы).
3. Выбор
приоритетной
методической
темы
для
самообразования
Практикум
1. Анализ урока. Виды анализа.
Работа
2. Индивидуализация
и ноябрь
наставника
и
дифференциация в обучении:
молодого
различия, формы, методы.
специалиста.
декабрь
Круглый стол
1. «Методы и приемы развития
Работа
познавательной
мотивации
наставника
и
учащихся»
молодого
2. Методика
проведения
специалиста.
внеклассных мероприятий и
праздников
Руководители
школьных МО
Зам. директора по
УВР. наставники
Наставники
Наставники
Наставники
январь
2.
1.
1. Работа
по
организации
развития и совершенствования
кабинета.
2.
Работа с дневниками
учащихся. Ознакомление с едиными
требованиями по орфографическому
режиму.
1. Посещение уроков опытных в
учителей с целью наблюдения течение
и последующим анализом.
учебного
2. Подготовка
к участию в года
соревнованиях
оформление
заявки
и
необходимых
документов.
Проектная работа на уроках и во
внеурочное время.
Посещение
уроков
опытных
педагогов
Консультация
Работа
Наставники
наставника
и
молодого
специалиста.
Наблюдение,
анализ
Наставники
Работа
наставника
и
молодого
специалиста
Работа
в
составе
творческой
Наставники
группы
учебного
учителей с целью
наблюдения по
года
предложенной схеме с поСамостоятельно,
следующим анализом.
заседания МО
Наблюдение за
коммуникативным
поведением учителя.
3.
Знакомство
с новыми
Посещение уроков,
В течение Взаимопосещен
педагогическими
внеклассных занятий молодого учебного ие Работа
технологиями
специалиста.
Посещение
наставника и
года по
учителем открытых уроков
графику молодого
Практическое
других
учителей
специалиста.
1 .Организация
февраль занятие
самостоятельной работы на
уроке.
2. «Портфолио»
Формы
и методыучителя
организации
Групповая
внеурочной деятельности,
работа
март
досуга учащихся
наставника и
молодого
специалиста.
Выступление на заседании МО
о состоянии работы по теме
Консультация
самообразования.
Работа
апрель
наставника и
молодого
специалиста.
май
Подведение итогов работы за
год.
Анализ качества успеваемости
Круглый стол
учащихся.
Отчёт о результатах работы по
Заседание
теме самообразования
методических
объединений
Зам. директора
по УВР
Наставники
Наставники
Наставники
Руководители
школьных МО