Положение О наставничестве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Великооктчбрьская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
Е.С. Мириуца
приказ № от__ ____2022года
№____
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
1.Общие положения
1.1 Наставничество - разновидность индивидуальной методической работы с
педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической
деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, назначенными
на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник - наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
преподавания и воспитания, имеющий стабильные показатели в работе, способность
и готовность делиться своим опытом, обладающий коммуникативными навыками и
гибкостью в общении.
Молодой специалист - начинающий педагог, как правило, имеющий
теоретические знания в области предметной специализации и методики обучения по
программе высшего или среднего специального педагогического учебного заведения,
проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих
профессиональных навыков и умений.
1.2 Наставничество устанавливается на срок не менее одного года и проводится в
соответствии с планом (приложение к настоящему Положению - примерный план
работы педагога - наставника с молодым специалистом).
1.3 Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за
которым он будет закреплен. Наставник может вести не более трех молодых
специалистов.
1.4 Организация работы наставников и осуществление контроля их
деятельности возлагается на заместителя руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе.
1.5 Правовой основой института наставничества в образовательном
учреждении являются нормативные документы Министерства образования и
науки РФ, Министерства образования Тверской области, органа местного
самоуправления муниципального района или городского округа в сфере
образования,
локальные
акты
образовательного
учреждения,

регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и
специалистов образовательных учреждений и настоящее Положение.
1.6 Информационная, методическая поддержка работы наставников
осуществляется методическим советом МБОУ Великооктябрьская СОШ через
организацию и проведение методических дней, семинаров и иных мероприятий по
данной тематике.
1.7 Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего
использования педагогами образовательного учреждения, принимающего
участие в реализации системы наставничества.
II.

Цель из задачи наставничества

2.1 Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам
образовательного учреждения в их профессиональном становлении, а также
формирование стабильного, высококвалифицированного коллектива.
2.2 Основными задачами наставничества являются:
-

оказание помощи в адаптации молодых специалистов в образовательном

учреждении;
-

поддержание

у

молодых

специалистов

интереса

к

педагогической

деятельности;
-

формирование индивидуального стиля творческой деятельности молодого

специалиста;
-

развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;

формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к
выполнению своих профессиональных обязанностей;
-

воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического
коллектива образовательного учреждения.
-

III.Функции наставника

-

3 .1 В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет
следующие функции:
организационные
организация ознакомления молодого специалиста с образовательным
учреждением и его нормативно-правовой базой;
-

содействие в создании необходимых условий для работы

молодого специалиста.
информационные
обеспечение молодых специалистов необходимой информацией об основных
направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе
по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.
методические
разработка совместно с молодым специалистом плана его саморазвития
(или индивидуальная программа его самообразования) с учетом педагогической,
методической и профессиональной подготовки;
оказание молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении
избранной профессией, практическими приемами и навыками ведения учебных
занятий и учебной документации;
-

подведение итогов профессиональной адаптации молодого специалиста
по истечении срока наставничества.
-

IV. Права наставника
4.1 Наставник имеет право:
ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о
создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего
подопечного;
-

-

посещать занятия молодого специалиста;

-

изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;

с согласия непосредственного руководителя привлекать для дополнительного
обучения молодого специалиста других сотрудников образовательного учреждения;
-

вносить предложения о поощрении молодого специалиста или применении в
отношении него мер воспитательного или дисциплинарного воздействия;
-

выходить с ходатайством о прекращении стажировки молодого специалиста по
причинам личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с
молодым специалистом) или выхода молодого специалиста на требуемые
стабильные показатели;
-

-

на ежемесячную доплату за осуществление наставничества.
V. Права и обязанности молодого специалиста
5.1 Молодой специалист обязан:

-

изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность;

-

изучать структуру и особенности деятельности образовательного учреждения,

его традиции;
выполнять в установленные сроки программу своего профессионального
саморазвития (или индивидуальную программу своего самообразования);
постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по занимаемой должности, перенимать
передовые методы и формы работы;
-

-

выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником,

-

предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и в

письменной форме.
Молодой специалист имеет право:
- ходатайствовать перед руководством образовательной организации о прекращении
стажировки при безуспешных попытках установления личного контакта с
наставником;
- вносить на рассмотрение руководства образовательного учреждения предложения
по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
VI. Документация
6.1 Индивидуальный план работы наставника
6.2
Индивидуальная программа профессионального саморазвития молодого
специалиста или индивидуальная программа его самообразования.

Приложение 1

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на учебный год
Содержание
Назначение наставника

Сроки Форма работы
Ответственные
октябрь
Совещание при Зам. директора по
УВР
директоре

Утверждение
индивидуальных
Заседание
планов работы наставников и октябрь методических
молодых специалистов
объединений
1
«
Расскажи
о
себе»
(определение круга вопросов,
интересов, проблем в работе)
октябрь
2. Правила
оформления
школьной
документации,
классных журналов (порядок
консультации
выставления оценок по итогам
четверти; цифровые отчеты по
итогам четверти).
Работа
3. Помощь
в
составлении
наставника и
календарно-тематического
молодого
планирования.
Составление
специалиста.
графика
посещений
уроков
молодого специалиста.
ноябрь Работа
наставника и
1. Методы и организационные
молодого
формы
обучения.
специалиста.
Рациональное
применение
методов обучения.
Г рупповая
2. Работа
с
родителями
(содержание, формы и методы
работы).
3. Выбор
приоритетной
методической
темы
для
самообразования
Практикум
1. Анализ урока. Виды анализа.
Работа
2. Индивидуализация
и ноябрь
наставника
и
дифференциация в обучении:
молодого
различия, формы, методы.
специалиста.
декабрь
Круглый стол
1. «Методы и приемы развития
Работа
познавательной
мотивации
наставника
и
учащихся»
молодого
2. Методика
проведения
специалиста.
внеклассных мероприятий и
праздников

Руководители
школьных МО

Зам. директора по
УВР. наставники

Наставники

Наставники

Наставники

январь

2.

1.

1. Работа
по
организации
развития и совершенствования
кабинета.
2.
Работа с дневниками
учащихся. Ознакомление с едиными
требованиями по орфографическому
режиму.
1. Посещение уроков опытных в
учителей с целью наблюдения течение
и последующим анализом.
учебного
2. Подготовка
к участию в года
соревнованиях
оформление
заявки
и
необходимых
документов.

Проектная работа на уроках и во
внеурочное время.
Посещение
уроков
опытных
педагогов

Консультация
Работа
Наставники
наставника
и
молодого
специалиста.

Наблюдение,
анализ
Наставники
Работа
наставника
и
молодого
специалиста
Работа
в
составе
творческой
Наставники
группы

учебного
учителей с целью
наблюдения по
года
предложенной схеме с поСамостоятельно,
следующим анализом.
заседания МО
Наблюдение за
коммуникативным
поведением учителя.
3.
Знакомство
с новыми
Посещение уроков,
В течение Взаимопосещен
педагогическими
внеклассных занятий молодого учебного ие Работа
технологиями
специалиста.
Посещение
наставника и
года по
учителем открытых уроков
графику молодого
Практическое
других
учителей
специалиста.
1 .Организация
февраль занятие
самостоятельной работы на
уроке.
2. «Портфолио»
Формы
и методыучителя
организации
Групповая
внеурочной деятельности,
работа
март
досуга учащихся
наставника и
молодого
специалиста.
Выступление на заседании МО
о состоянии работы по теме
Консультация
самообразования.
Работа
апрель
наставника и
молодого
специалиста.
май
Подведение итогов работы за
год.
Анализ качества успеваемости
Круглый стол
учащихся.
Отчёт о результатах работы по
Заседание
теме самообразования
методических
объединений

Зам. директора
по УВР
Наставники
Наставники

Наставники

Руководители
школьных МО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».